Сотни жителей Жуковского не первый год с изумлением наблюдают, как крупный бизнес в открытую действует вопреки всем законам и требованиям при полном попустительстве чиновников всех уровней. Строительная фирма без разрешительных документов возвела по соседству с дачами жуковчан на землях сельхозназначения бетонный завод и гостиницу и захватила под стройплощадку природное озеро, песчаный карьер и берег Москвы-реки. 31 мая пришедшие на народный сход горожане при содействии приглашенного на мероприятие Сергея Митрохина прорвались за глухой забор и обнаружили, что озера уже нет, а берег реки завален промышленным и бытовым мусором.
Озеро Глушица, находящееся на территории Жуковского, считают старицей, то есть старым руслом Москвы-реки, по неизвестной причине изменившей свою географию. Водоем этот нанесен на карты еще XVIII века. Говорят, в озере водилось много рыбы, и до недавнего времени в нем и в карьере по соседству купался весь Жуковский. Карьер, в отличие от озера, рукотворный. Местные жители утверждают, что его раскопала, добывая песок для своих строек, фирма жены бывшего столичного мэра Юрия Лужкова Елены Батуриной. Так или иначе, но система водоемов в излучине Москвы-реки получилась чрезвычайно живописной и долгие годы служила жуковчанам любимой рекреационной зоной.
Еще недавно на озере Глушица отдыхал весь Жуковский. Фото Дмитрия Жукова
На берегу Глушицы ветеранам города еще в советское время нарезали участки под сады и огороды, а в 90-ые годы возникли три СНТ (садоводческих некоммерческих товарищества) – «Глушица», «Возрождение» и «Фобос». Два первых теперь отрезаны от воды глухим забором, который тянется до самого берега Москвы-реки, а последнее заключено в капкан профнастила, так как стройка окружила дачников с трех сторон.
В озере водилась рыба. На берегу жили дачники из Жуковского. Фото В. Комарова
Огородников-ветеранов, получивших наделы за работу в совхозе, вообще выгнали с территории, а их сады сровняли с землей. «Сады здесь были, домики, яблони. Все снесли, деревья выкорчевали. Никакой компенсации за потерю хозяйства ветераны не получили», - рассказала «НИ» бывшая владелица участка в 6 соток, который теперь оказался под бетонным фундаментом нового цеха завода. Она пояснила, что земли не были как положено оформлены в собственность - в какой-то момент вопрос этот поднимался, но пенсионерам-огородникам надо было заплатить за геодезию, и они пожалели на это денег. К тому же расстояние от участков до городских очистных сооружений было меньше положенных 300 метров, и выделение их было не совсем законным.
Теперь дачи отрезаны от водоемов глухим забором
«Мой отец был ветеран войны. И нам разрешили только за деньги вывезти за ворота бытовку. А все остальное – погреб, сарай, огород, деревья – все снесли под ноль. Они (строители) просто огородили участок и сказали, что все будут сносить», - сетует другая жуковчанка, надел которой покоится под тем же фундаментом.
СНТ "Фобос" бетонный завод окружил со всех сторон. Застройщик у качестве заботы о дачниках огородил их забором
Беда в виде стройплощадки близ озера пришла к жуковчанам-садоводам в 2010 году. «Фирма «Гарантия Строй» начала вбивать сваи в четырех (!) метрах от забора СНТ «Фобос», - напомнила на сходе активистка СНТ «Глушица» Нина Комарова. - Мы сразу начали бить тревогу. Мы писали буквально во все инстанции, но ничего не получали. От нашей мэрии пришел ответ, что они не знают, кто и что строит… С 2010 года здесь строился бетонный завод, но владелец участка получил документы на строительство цеха по упаковке морепродуктов на 1,4 тыс. кв. м. А здание строилось на 15 тыс. кв. м. Потом его оформили как складские помещения, которые по СНИПам соответствовали нормам».
От озера Глушица осталась лишь лужица
Действительно, согласно материалам судов, затеянных год назад застройщиком, чтобы легализовать свое положение на берегах Глушицы, некое ООО «Рыбхоз «Спартак», ставшее затем ООО «Технопарк» (жуковчане утверждают, что это «дочка» «Гарантии Строй»), соорудило даже не рыбный цех, который все рано не прошел бы по нормам, а складские помещения – их вполне допускается возводить на сельхозземлях. Застройщик просил вершителей правосудия признать его право собственности на это здание, и городской суд пошел ему навстречу. На заседании 14 февраля 2013 года он рекомендовал горадминистрации признать права застройщика и отклонил встречный иск о сносе самовольной постройки. Однако апелляционные инстанции летом 2013 года приняли сторону администрации и граждан, не позволив узаконить постройку на Глушице. Но и снос завода не был санкционирован, хотя на тот момент Росреестр подтвердил, что огромное здание за забором дачников – никакой не склад и не фасовочный цех, а завод монолитного железобетона, санитарная зона которого по нормам должна составлять 300 метров.
Дно озера Глушица
Тем временем не введенное в эксплуатацию здание, построенное без разрешения на строительство, начало свое производство. Активисты выяснили, что из отлитых на заводе плит фирма «Гарантия Строй», главный застройщик Жуковского, возводит многоэтажный жилой комплекс на улице Театральная и уже почти достроила пятиэтажную гостиницу для рабочих напротив бетонного завода.
Бетонный завод работает, хотя он так и не был введен в эксплуатацию
Более того, как убедились в субботу участники схода, владельцы завода заложили новый цех – прямо на берегу Глушицы. Уже завершен фундамент и установлены сваи. Очередной монстр подпирает СНТ «Фобос» с юга и занял те самые ветеранские земли, которые доверчивые жуковчане не оформили, как подобает. Застройщик огородил несчастных дачников, когда-то живших на берегу озера, со всех сторон многометровым забором, представив это как заботу о населении. Выйти со своих участков им больше некуда – кругом кипит производство или стройка, а красивейшего озера больше нет.
На берегу Глушицы строится новый цех завода. Вид со дна озера
Вода внезапно начала уходить из Глушицы весной 2014 года. И к концу мая от огромного озера осталась почти что лужа. Жуковчане и руководители «Яблока», приглашенные на сход 31 мая, добились, чтобы их пустили на все закрытые глухими заборами стройплощадки на Глушице. Им предстало чудовищное зрелище. Дно озера высохло, потрескалось и даже успело покрыться сорняками. Почва на дне Глушицы оказалась сероватой, со следами попавшего в озеро раствора бетона. Обнаружились и следы бетонных потоков, идущих от завода в озеро. Берег водоема завален строительным мусором. По мнению участников схода, застройщик таким образом увеличивает территорию своей стройплощадки. Дачники пришли в ужас, глядя на уничтоженный водоем. «И птицы были, и рыба была. Рыбаков было много. Весь город здесь купался, - вспоминает в беседе с корреспондентом «НИ» одна из дачниц. «Мои дети, мои внуки ходили сюда купаться на карьер. Была красивейшая природа? А что сейчас? Что я им скажу? Что это сделали люди? Это экологический концлагерь. Здесь издеваются над природой», - сокрушается другая жуковчанка.
Здесь были сады и огороды ветеранов
Если сам завод задушил «Фобос» и убил озеро, то его гостиница «Сапфир» наступила на участки СНТ «Глушица». Ее также по-наглому поставили на землях сельхозназначения впритирку к садам-огородам. Пятиэтажка лишила дачников солнца и погубила их посадки. Разрешение на строительство гостиницы выдал в последний день работы Станислав Сукнов, который исполнял обязанности главы Жуковского в начале 2013 года, в короткий промежуток между отставленным мэром Александром Бобовниковым и новым мэром Андреем Войтюком. 13 августа, когда корпус был уже почти возведен, прокуратура города под напором жуковчан распорядилась отозвать разрешение на строительство гостиницы. Однако активисты Жуковского народного совета имеют доказательства, что работы там по-прежнему ведутся. Так, по словам Анастасии Григорьевой, некоторое время назад на стройплощадке погиб рабочий – он упал в бетономешалку. Тот факт, что ЧП произошло именно на этой стройплощадке, активистке подтвердили сами строители.
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин приехал на народный сход защитников Глушицы
Участники схода обнаружили огромные навалы мусора и на берегах песчаного карьера, в котором пока еще плещется вода, напоминая о былой красоте этих мест. Некогда песчаный пляж возле карьера забетонирован и используется под стоянку для строительной техники. Перемычка между карьером и Москвой-рекой превратилась в баррикаду, которая состоит не только из строительного, но и из бытового мусора. Причем оба вида отходов свалены прямо в реку (!). По словам активистки из Жуковского Надежды Тарасовой, пытавшейся добиться проверки береговой линии, Госадмтехнадзор Московской области никаких нарушений на стройплощадке не обнаружил.
Председатель партии "Яблоко" Сергей Митрохин приехал на народный сход защитников Глушицы
«Сколько лет мы тут уже собираемся, пишем, звоним… И президенту, и куда только можно. Но достучаться пока ни до кого не можем, - сокрушаются жуковчане. - Обращались и в природоохранную прокуратуру. Везде и всюду». Открытые письма и обращения отправлялись и главе города Андрею Войтюку, и председателю Горсовета Игорю Маркову, и губернатору Подмосковья Андрею Воробьеву. На берегах Глушицы побывали не только областные СМИ, но и федеральные. Ни письма, ни кричащие об экологическом бедствии репортажи журналистов не остановили деятельность застройщика. Последними из областных чиновников Глушицу посетили представители Министерства экологии. Они зафиксировали искусственное осушение озера. Будут ли в связи с этим применены к застройщику какие-либо санкции, пока неизвестно. Мэр Жуковского вообще считает, что цементный завод – это благо для города. В интервью газете «Город Жуковский» он заявил, что предприятие будет приносить в бюджет до миллиарда рублей налогов в год, а с точки зрения экологии оно безвредно.
Озеро Глушица, карьер, берег Москвы-реки заложены строительным мусором
Нарушения вокруг Глушицы настолько очевидны, что не надо быть специалистом какого-либо надзора или инспекции, чтобы их заметить. Приехавший на сход 31 мая председатель партии «Яблоко» Сергей Митрохин, осмотрев стройплощадку, заявил: «То, что это беспредел, я вижу невооруженным глазом… Первый цех построен примерно в 150 метрах от берега озера, а должно быть не менее 300. Это водоохранная зона. А второй стоит совсем на берегу – здесь нет даже 30 метров. Если завод построен на сельскохозяйственной земле, это уголовное преступление. Если нет разрешения на строительство конкретного объекта завода – это тоже преступление. Если восторжествует закон, то это все надо сносить. Это бандитизм в чистом виде». Глава «Яблока» все же отметил, что «с этим беспределом будет тяжело бороться»: «Я не могу обещать снесения завода, но мы попробуем не допустить следующего строительства». «Не будем терять надежды. Мы сделаем все, что сможем», - добавил Митрохин.
И не только строительным. Это берег Москвы-реки
«Мы направим запросы во все инстанции, в правоохранительные органы. Посмотрим, что нам ответят, - прокомментировал в беседе с корреспондентом «НИ» руководитель областного отделения «Яблока» Александр Гунько. - Эта волокита займет некоторое время. Тут замешаны бизнес и власть. Поэтому будет трудно добиться чего-то положительного. Мы постараемся приостановить бы хотя бы загрязнение окружающей среды. Засыпать траншею, которая была выкопана для осушения озера. Стоки бетонные убрать. Тогда озеро может восстановиться самостоятельно».
Берег Москвы-реки на территории стройплощадки владельца бетонного завода в Жуковском
Корпус гостиницы для рабочих бетонного завода вырос на сельхозземлях
Гостиница загородила солнце дачникам, сады гибнут
По данным жуковчан, на этой стройке недавно погиб рабочий