Таинственный сад
Очередная экоинспекция «ЯБЛОКА» высадилась в районе «Пляжа №2» в Серебряном бору Москвы в минувшее воскресенье, 1 июня.
О том, что «что-то будет» отдыхающие в Серебряном бору стали догадываться еще когда колонна людей с баннерами и стремянками двигалась от кольца 21 троллейбуса, остановки «Берег Москвы реки», непосредственно к пляжу № 2. Активисты «ЯБЛОКА» прибыли к месту инспекции за час до ее официального старта — к 14 часам.
"ЯБЛОКО" размещает "послание" хозяевам "секретной зоны"
Около полутора десятков активистов «ЯБЛОКА» сложили принесенные ими баннеры и лестницы возле 5-метрового забора, перекрывающего пляж, и стали рассматривать закрепленные на нем картинки-баннеры с изображением кабанчиков, бобров, уточек, бабочек и выдр. После этого прикрепили поверх «зоологических афиш» свои собственные баннеры.
Самая большая растяжка гласила: «Вагит Алекперов, уважайте Водный кодекс! Верните народу берег!»
История с «лукойловским забором» тянется уже несколько лет. В 2001 году правительство Москвы передало в аренду президенту «Лукойла» Вагиту Алекперову территорию, в составе которой позже почему-то оказалась часть пляжа №2.
Гражданские активисты ранее обращались к правоохранительным органам с просьбой устранить нарушения законодательства о свободном доступе граждан к водоемам. Утыканный видеокамерами забор «имения Алекперова» преградил доступ к примерно 50 % пляжа №2 в Серебряном бору.
Зайчикам и ежикам "Лукойла" пришлось подвинуться
К активистам «ЯБЛОКА», закрепляющим баннеры, стали подходить отдыхающие неподалеку граждане, которые, узнав о цели акции, заявляли, что «ребята делают правильное дело, а «эти» — «поназахватывали», когда ж уже они лопнут».
Заместитель председателя Московского "ЯБЛОКА" Ирина Копкина, принимавшая участие в общественной инспекции, разъясняла отдыхающим, заинтересовавшимся происходящим, что забор, здесь на самом деле стоять не должен и у каждого желающего должен быть законный свободный доступ к береговой линии и пляжам, находящимся в "секретной зоне" "Лукойла".
Несколько десятков отдыхающих на протяжении всей акции выражали свою солидарность с «общественными инспекторами», а некоторые даже присоединились к ней.
Отдыхающие солидарны с "общественными инспекторами"
Недовольной оставалась лишь одна дама пожилого возраста в огромной шляпе, которая заявила, что «специально тут снимают на камеру, чтобы потом показать, какие они хорошие».
К 15 часам возле незаконного забора собралось около 40 человек, включая лидера «ЯБЛОКА» Сергея Митрохина и заместителя председателя Ирину Копкину, возглавивших инспекцию, в которой приняли участие активисты «ЯБЛОКА», экологи, журналисты, депутаты муниципальных собраний, депутат Госдумы и жители этого района.
"SMS" от Митрохина видна с большого расстояния
Ранее сторона Алекперова выразила желание окончить тяжбы с экологами мировым досудебным соглашением.
«Они заявили, что для граждан будет доступна вся прибрежная полоса, положенные по закону 20 метров. Единственное, о чем они попросили, — возможность закрывать на ночь береговую линию, находящуюся перед их домами, только для того, чтобы «наводить порядок, убираться». Однако вместо этого мы видим, что хотя в заборе и есть некая полузамаскированная калитка, доступа к берегу у граждан все равно нет», - рассказал один из активистов.
Историю противостояния на пляже №2 «Серебряного бора» подробно рассказывал присутствующим гражданам и журналистам координатор движения «Открытый берег» Сергей Менжерицкий. Он же демонстрировал бумаги - мировое соглашение с «хозяевами зазоборья», которое не было ими выполнено.
Сергей Митрохин сообщил участникам инспекции, что в данном случае происходит грубое нарушение законодательства: «Они, конечно, могут утверждать, что доступ есть, но мы знаем, что это не так, тут не могут пройти люди, не только с риском для здоровья, но и для жизни».
Одни отдыхают, другие защищают их права
Лидер «ЯБЛОКА» заявил, что если не будут устранены нарушения и не будет обеспечен свободный доступ, будет поставлен вопрос о сносе забора.
Затем он предложил всем собравшимся осмотреть берег, взяв на себя роль «поводыря», что было периодически сопряжено с некоторым риском.
Я позову милицию!
«Договорная калитка» в заборе «имений» замаскирована «под ландшафт» так, что ее фактически не видно. Она закрыта кустарником, полностью повторяет форму забора, а рядом с ней висит угрожающего вида табличка с предупреждением о том, что-де «ведется видеонаблюдение» и вообще «объект находится под охраной».
Проникновение в "таинственный сад"
К приходу «ЯБЛОКА» калитка была закрыта изнутри, но спустя 10 минут, когда к общественной инспекции стали выбегать «люди из-за забора», прилипшие к своим мобильным телефонам, докладывающие обстановку в режиме реального времени, калитку тихо открыли изнутри — запор, закрывающий ее был отомкнут.
Еще до инспекции на «потаенную территорию» к баннерам «ЯБЛОКА» прибежал некий молодой человек (в сопровождении одного охранника в черной форме), по лицу которого было видно, что он только что получил немало минут неприятных слов по телефону от своего начальства.
Некий гражданин набросился на баннер "ЯБЛОКА"
Представляться он отказался, лишь обронив, что он имеет отношение к администрации парка, вместо объяснений он начал буквально грудью бросаться на баннеры «ЯБЛОКА», пытаясь их сорвать.
Граждане встали на защиту стендов, закрыв их собой. При этом возникло несколько весьма опасных ситуаций, когда неназванный «парковец» открыто провоцировал граждан резкими движениями, толчками, оскорблениями и криками: «Ну, ударь меня, ударь!»
Сергей Митрохин призвал собравшихся не реагировать на провокации, не трогать этого молодого человека.
"Игра нервов": Сергей Митрохин убеждает неизвестного не мешать экологам
Все происходящее снимали не только журналисты, но и «молчаливые люди с другой стороны забора», а также сотрудники полиции, прибывшие на место в количестве около десятка, двое из которых были в бронежилетах и со спецсредствами.
Поняв, что люди не дадут ему оторвать закрепленные ими баннеры, динамичный и крикливый молодой провокатор побежал в сторону полиции со словами «Я позову милицию!» и исчез.
Лидер "ЯБЛОКА" успокаивает "неизвестного"
Полицейские в это время не предпринимали никаких действий, скромно спрятавшись в тень от торговой палатки, иногда вежливо прося журналистов не снимать их, когда они курят.
Камбоджа
Раздав первые комментарии журналистам, Сергей Митрохин и группа «общественных инспекторов» направилась внутрь «таинственного сада» по другую сторону калитки в заборе.
Преодолев психологические тормоза в виде неприятных ощущений при входе на территорию с табличкой: «Объект находится под охраной, ООО ЧОП «Вымпел-резерв», ведется видеонаблюдение», мы оказались в странном месте.
Во-первых, дверь в заборе оказалась двойной, раскрывающейся как наружу, так и вовнутрь, во-вторых, сразу за ней находился бронированный «стакан» для охраны. И судя по оставленным в будке вещам, кто-то буквально перед нашим приходом оттуда бежал.
Вся территория густо цветущего «закордонья» обильно утыкана видеокамерами (на заборе их было 7, внутри «периметра» камеры обнаруживались в самых неожиданных местах).
"Свободный доступ для всех": колючие растения стоят стеной
Если кто-то и предполагал, что здесь можно свободно пройти вдоль береговой линии Москвы-реки, он ошибся. «Околодомовые» участки огорожены внутри этого загадочного периметра еще одним забором, за которым виднеются «скромные сиротские домики» в несколько этажей и аккуратно подстриженные газоны.
"Закрытая набережная": прогулки инспекции по укромным уголкам
Что же касается береговой линии, каждый квадратный ее метр утыкан различными посаженными деревьями и кустарниками. Причем все как на подбор — с огромными колючками-шипами в несколько сантиметров длиной.
Плотность насаждений такая, что вспоминаются фильмы о непроходимых джунглях, хочется достать из рюкзака мачете. Причем растения насажены совершенно варварским способом, вплотную друг к другу. Этого лета они не переживут, погибнут. Хотя роль «живого колючего забора», безусловно, сыграют.
"Добро пожаловать" или "посторонним вход воспрещен"
Далее общественная инспекция стала продираться через эту «камбоджу» вдоль берега реки, вглубь «сумеречной территории».
Прорывающихся сквозь колючки «яблочников», депутатов, граждан и журналистов снимали из-за «суперохранных заборов» суровые люди в очках. Они же каждые несколько минут докладывали обстановку кому-то по телефону.
Набережная избранных
Пройдя «зону отчуждения», общественные инспекторы оказались в «зоне курорта». Отделанная гранитом набережная с декоративными заборчиками напоминает набережную Петергофа. Тут же причалы с болтающимися на привязи «плавучими Роллс-ройсами» и прочили «плавучими Харлеями».
Проходя по этой набережной, активисты почувствовали себя «другими людьми», как будто их впустили в самую закрытую часть дворца Папы Римского. И все это притом, что весь берег, по которому шла инспекция, должен быть общественным.
Однако обилие находящихся в кустах и зарослях «охранных блокпостов» со множеством видеокамер, подталкивает к мысли, что просто так погулять без депутатов и телекамер, здесь вряд ли удастся.
"В следующий раз с болгаркой и бульдозером?"
За очередным «рубежом обороны», закрывающим береговую зону уже с другой стороны от этого «райка для избранных», активисты встретили двух рыбаков.
Двое пожилых мужчин жаловались, что на «отхапанную зону» их не пускают и «гоняют все время, а иногда вообще ежи противотанковые деревянные ставят и колючую проволоку».
Во время раздачи очередных интервью журналистам Сергеем Митрохиным и другими активистами мимо группы общественной инспекции по реке методично и меланхолично проплывал катер с болтающейся за ним «водной лыжницей», смотревшей на собравшихся как на аборигенов Папуа-Новой Гвинеи.
На этом общественная инспекция закончилась, и присутствующие имели наслаждение вновь прогуляться сначала по роскошной «общественно-ограниченной» набережной, а затем сквозь «камбожду» колючек. Причем на обратном пути кто-то из «зазаборных» решил, что общественники устали и вспотели, в связи с чем включил поливалки. Под струи воды попал не только лидер «ЯБЛОКА» Сергей Митрохин, но и шедшие за ним граждане, депутаты и журналисты.
"Вернем народу землю и воду!"
Выйдя к первоначальной точке инспекции — забору на пляже №2 Серебряного бора, «общественные инспекторы» заметили, что полиция продолжает находиться «в засаде», ведя видеосъемку, а «людей из-за заборья» стало больше, но все они прятались на почтительном расстоянии. Эпицентром их страха и раздражения был Сергей Митрохин — от него «зазаборники» бегали как вампиры от святой воды.
«Просто граждане» хотят ежиков
К 17 часов вечера основная группа Общественной инспекции, зафиксировав все нарушения, отбыла с места проведения мероприятия.
Остались лишь трое экологов и журналист пресс-службы «ЯБЛОКА». Именно тогда из тени ближайшего кафе на свет появились сотрудники полиции, около пяти частных охранников и некие «просто граждане», как они себя называли, крепкого телосложения.
Охранники, вместе с усилением их групп «рабочими теплостранного происхождения», под руководством «просто граждан» стали пытаться отрывать баннеры «ЯБЛОКА». Полиция стояла рядом и наблюдала «за порядком», который выражался в том, чтобы никто не мешал отрывать экологические стенды.
Охрана под надзором полиции срывает баннеры "ЯБЛОКА"
Отрывать добротно прикрепленные плакаты удавалось только с применением инструментов.
При этом старший полицейский в звании подполковника, который несколько раз просил журналистов не снимать его, когда он курит, объяснял экологам происходящее так: «Вот там картинки с уточками и выдрами, они красивее, чем вот эти баннеры зеленые ваши».
Координатор «Открытого берега» Сергей Менжерицкий вступил в переговоры с полицией, требуя от них объяснения происходящего - почему некто отрывает экологические баннеры, а полиция бездействует.
Сначала подполковник полиции заявил, что: «нет решения суда, что забор незаконный», затем, после объяснений Менжерицкого о том, что сам по себе факт присутствия этого забора уже нарушение закона, он сообщил: «ну это же рекламу вы повесили, рекламу партии «ЯБЛОКО», тут же логотипы».
Тогда Сергей Менжерицкий предложил закрыть логотипы «ЯБЛОКА», но оставить экологические плакаты. Подполковник все равно не согласился: «Ну там же зайчики, красиво!»
«Просто гражданин» отдававший команды рабочим по демонтажу баннеров «ЯБЛОКА», когда был демонтирован самый большой стенд, радостно закричал на весь пляж: «Вот тут ежик нарисован на заборе! Я только на ежика и приехал сюда посмотреть! Вот теперь все хорошо!»
"Просто гражданин" бросается на плакаты "ЯБЛОКА" как тигр
Угрюмые охранники сложили баннеры и унесли их в неизвестном направлении. А подполковник полиции клятвенно обещал, что если будет решение суда о сносе спорного забора, он лично будет охранять порядок во время его разрушения, и по возможности помогать экологам.
К 18 часам все экологические баннеры и плакаты исчезли с места проведения общественной инспекции, на месте остались дежурить безмолвные сотрудники охранного агентства.
Мишки, уточки, бабочки и ежики хозяев забора снова на свободе
А за день до проведения инспекции, в издании «Ведомости» вышла статья об открытии купального сезона в Москве, в частности, описывались ощущения корреспондента от купания и отдыха в «Серебряном бору». Масса позитивных ощущений. Об акциях «ЯБЛОКА» было упомянуто кратко: «...хотели строить яхт-клуб, обнесли территорию забором с колючей проволокой, но приехал с болгаркой депутат Сергей Митрохин и снес забор».
О том, что пляж № 2 в Серебряном бору по закону должен быть минимум вдвое больше того, на котором сейчас отдыхают «голова к ногам» горожане, журналист, видимо, постеснялся написать.