Депутат Псковского областного собрания и председатель постоянного комитета по культурной политике и туризму Парламентской ассоциации Северо-Запада России Лев Шлосберг сегодня провел брифинг для журналистов, чтобы отчитаться о принятых на вчерашнем заседании решениях.
Как передает корреспондент Псковского агентства информации, г-н Шлосберг сообщил, что по результатам вчерашнего резонансного обсуждения вопроса о необходимости пересмотра "красных дат" празднования Дней воинской славы России, которые из-за ошибки депутатов Госдумы в 1995 году отмечаются не в те дни, когда события происходили в действительности, было принято решение отложить голосование, чтобы дать время членам комитета провести консультации со специалистами у себя в регионах.
Кроме того, он рассказал, что в предложенный вчера список членов консультативного экспертного совета при комитете председатель профильной комиссии по туристской индустрии Заксобрания Санкт-Петербурга Светлана Нестерова предложила включить ректора Балтийского международного института туризма Тамара Власова. Коллеги ее предложение поддержали.
Далее Лев Шлосберг рассказал, что на трех секциях комитета было рассмотрено 10 вопросов.
Первым среди них он выделил вопрос о рекомендации внести изменения в ст. 243 Уголовного кодекса РФ ("Уничтожение или повреждение объектов культурного наследия…"). Как пояснил председатель комитета, сейчас преступления против объектов культурного наследия местного и регионального значения классифицируются как преступления небольшой тяжести, по которым срок давности составляет 2 года.
"Что происходит: сначала год с небольшим длится следствие. Суд в результате начинает рассматривать дело лишь в 4-й декаде второго года. Даже если первая инстанция выносит обвинительное заключение, в ходе обжалования в вышестоящем суде ответчик может уйти на больничный – и все, срок давности прошел, - пояснил Лев Шлосберг. - Это вот тот самый случай в Изборске, когда женщина, искренне считая, что реставрировать старое здание невозможно, его снесла. В ходе кассационного рассмотрения дела за две недели до истечения срока давности она уходит на больничный – и все, ее не привлекут к ответственности. Этих преступлений очень много. Например, в Насве начальник РАЙПО, если помните, снес бульдозером памятник регионального значения – амбар… Следствие знает, что такие дела бесперспективны, поэтому спускает их на тормозах – иначе испортится статистика".
Он отметил, что предложить изменить срок давности по всем делам небольшой тяжести было бы абсурдным, так как это затронуло бы интересы миллионов людей – поэтому комитет предложил предусмотреть срок давности в 3 года исключительно по ст. 243.
"По мнению специалистов это поможет завершать следствие и доводить дело до судебного решения. Речь идет о принципе неотвратимости наказания", - подчеркнул политик.
Еще один блок вопросов, рассмотренных комитетом, касался статусов исторических поселений регионального и федерального значения. Подобный статус, напомнил г-н Шлосберг, предусматривает особый режим согласования всей градостроительной документации – не с местным комитетом по культуре, а с Министерством культуры РФ.
Председатель комитета отметил, что до сих пор не решенным остается вопрос о законодательном установлении тождественности правовых терминов "исторический город", "историческое населенное место" и "историческое поселение", которые использовались в различных документах и нормативных актах. Из-за этого часть населенных пунктов фактически лишилась прежней законодательной защиты своих исторических достопримечательностей (из последнего, принятого несколько лет назад списка – "исторических поселений" – были фактически исключены многие исторические города, в том числе исторический центр Пскова). Этим, по словам Шлосберга, "со скоростью скорпионов" не преминули воспользоваться застройщики.
В связи с этим комитет предложил федеральным органам власти отменить "усеченный" приказ Минкульта и Минрегионаразвития от 29 июля 2010 года "Об утверждении перечня исторических поселений" и издать новый приказ, включив в перечень исторических практически все населенные пункты (их около 470-ти), признанные историческими населенными местами РФ еще в 1990-м году.
Также было рекомендовано включить в государственную программу "Культура России (2012-2018 годы)" специальный раздел "Исторические поселения", чтобы предусмотреть в нем выделение федеральных средств для софинансирования работ по подготовке научно-исследовательской и проектной документации по историческим поселениям. Лев Шлосберг пояснил, что в противном случае "никакого бюджета Псковской области не хватит, чтобы паспортизировать все расположенные у нас исторические места.
"Минкульт рекомендовал Псковской области включить в перечень региональных исторических мест 92 объекта. Мы на первом месте по плотности исторической застройки на Северо-Западе. В Коми, для сравнения, таких мест всего 2, в Питере – 9", - пояснил диспропорцию потенциальной нагрузки на псковский бюджет парламентарий.
Еще одно письмо с предложениями комитета, касающихся исторических поселений, будет направлено в Министерство культуры по поводу разработанного там проекта "Положения о порядке включения населенного пункта в перечень исторических поселений федерального значения".
Как пояснил Шлосберг, изложенные в этом проекте требования к историческим поселениям напрочь исключают возможность включения в перечень всех городов, бывших в годы Великой Отечественной войны в зоне оккупации или боев. Он отметил, что практически все из них были серьезно разрушены, но разработанное положение предусматривает "драконовские" параметры: не более 5% отклонений от красных линий исторической планировки, 2\3 территории должны представлять историческую застройку, предусматривается лишь абсолютно минимальный уровень диссонирующей застройки.
"Ни в какие 5% ни один город, переживший войну, не войдет!", - подчеркнул политик и отметил, что нельзя было ждать намеченного на будущее лето заседания всей парламентской ассоциации Северо-Запада, поэтому в министерство было направлено ходатайство об изменении указанных параметров для переживших войну городов от имени исключительно комитета по культурной политике и туризму.
Активное обсуждение у членов комитета вызвал вопрос о судьбе детских школ искусств в свете появления заказанной Минкультом концепции из развития, которая предусматривает передачу всех таких учреждений, являющихся, как правило, муниципальными, на уровень субъектов федерации с соответствующем перераспределением финансирования.
Лев Шлосберг отметил, что многие его коллеги из других регионов даже не знали об этой инициативе федерального центра и бросились звонить в свои парламенты и региональные администрации за разъяснениями.
Он считает, что решение о передаче музыкальных и художественных школ на региональный уровень грозит парализацией их работы из-за возможных сокращений персонала для достижения требований повышения зарплаты работников из т.н. "майских указов" президента.
"Когда в детскую музыкальную школу придут и предложат из учителя фортепиано сделать еще и учителя скрипки, которого сократят – тут и настанет конец школам искусств. … На местах люди уж сами разберутся, какие школы им нужны", - отметил политик.
Возглавляемый им комитет подготовил ряд замечаний по поводу указанной концепции и направил их в министерство.
Еще один рассмотренный комитетом вопрос – о последствиях принятия в России 29 декабря 2010 года пресловутого закона 436-ФЗ "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию".
"Его еще называют "Законом о борьбе с порнографией", - отметил Лев Шлосберг. – Но на самом деле он стал законом о борьбе с детскими библиотеками".
Депутат пояснил, что в нынешних условиях детские библиотеки выполнить требования данного закона попросту не в состоянии. Например, по требованиям 436-го закона расстояние от помещений детского библиотечного фонда до взрослого должно составлять не менее 100 метров.
"У нас отдельных детских библиотек почти не осталось. Значит, теперь нужно один из двух отделов библиотек – либо взрослый, либо детский – закрывать", - привел пример выступающий.
Подобных казусов в законе еще много, добавил он. В связи с этим комитет попросил правительство попросту вывести за пределы действия закона "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию" общедоступные библиотеки России, доступ в которые имеют граждане до 18 лет.
Наконец, рассказал Шлосберг, большая дискуссия на одной из секций заседания комитета произошла по поводу одного из пунктов закона №67-ФЗ " Об обязательном страховании гражданской ответственности перевозчика за причинение вреда жизни, здоровью, имуществу пассажиров и о порядке возмещения такого вреда, причиненного при перевозках пассажиров метрополитеном".
Как пояснил парламентарий, несмотря на указание в названии на метрополитен, действие закона затрагивает интересу пассажирских перевозчиков в сфере туризма. Они вынуждены платить крупную сумму денег в фонд автостраховщиков – около 100 тысяч рублей.
"Когда речь идет о фактически семейном бизнесе с небольшим оборотом, такой взнос может оказаться непосильным. Мы предложили заменить его выплатой в размере 0,1% от оборота. Потому что это вообще очень опасная вещь – фиксированная сумма. Для кого-то это крохи, а для кого-то - это крах", - отметил Лев Шлосберг.
Он добавил, что с просьбой о помощи в изменении законодательства в этой сфере к членам комитета обратились представители псковских турфирм. Всего было разработано 5 поправок в касающееся их напрямую законодательство – все они будут вынесены на рассмотрение Псковского областного Собрания депутатов, которое должна выступить автором законодательной инициативы.