Парламент Кабардино-Балкарии внес изменения в свой регламент в части, касающейся права участия в пленарных заседаниях парламента партий, не представленных в законодательном органе. Изменения внесены в связи с судебным иском партии "Яблоко" в Верховный суд республики.
Как сообщал "Кавказский узел", 3 июня в Верховном суде Кабардино-Балкарии начались слушания по иску "Яблока" о признании недействующим нормативного правового акта, согласно которому представители политических партий, не представленных в парламенте, не имеют права выступать на заседаниях регионального законодательного собрания. Региональное отделение партии сочло, что парламентом КБР не исполняется федеральный закон "О политических партиях".
4 июня в ходе заседания Верховного суда КБР выяснилось, что парламент республики 30 мая внес изменения в свой регламент, согласно которым спорный вопрос снят с повестки дня, сообщила корреспонденту "Кавказского узла" юрист центрального аппарата партии "Яблоко" Ирина Домбровская.
"Суд отложил заседание на 18 июня, чтобы дождаться публикации принятого парламентом решения", - сообщила Домбровская.
Информацию подтвердил начальник правового управления аппарата парламента КБР Аслан Хамуков.
Как пояснил Хамуков, парламент отредактировал регламент, чтобы снять возникшие разночтения, заменив воспроизведенные из регламента Госдумы слова "списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов" ссылкой на федеральный закон "О политических партиях".
"Не регламент парламента КБР устанавливает, какие партии являются непредставленными. Это прерогатива федерального законодателя - Государственной Думы Федерального Собрания РФ, которая раскрыла данное понятие в своем регламенте, определив, в частности, что на заседания Государственной Думы приглашаются те партии, федеральные списки которых по результатам голосования не были допущены к распределению депутатских мандатов (статьи 14, 38 регламента Госдумы. - Прим. "Кавказского узла"). Это единственно существующая сегодня расшифровка данного понятия, никакой другой в федеральном законодательстве нет", - сказал Хамуков.
Парламент КБР, выступая в данном случае в роли правоприменителя, определил в своем регламенте порядок участия этих партий в заседании парламента. При этом парламент КБР понимает политические партии, не представленные в Госдуме, региональном парламенте, ровно в том значении, в каком их понимает сам федеральный законодатель - Государственная Дума ФС РФ, пояснил Хамуков.
При этом, по его словам, парламент КБР никогда не ограничивал права партий, изъявивших желание выступить на его заседании. Наоборот, регламент парламента предоставляет право присутствовать и выступать на заседаниях парламента не только всем политическим партиям, но и всем общественным объединениям, а также гражданам, о чем, например, прямо говорится в статье 40-1 регламента.
Аслан Хамуков рассказал, что от регионального отделения партии "Яблоко" в парламент поступило единственное письмо - в конце февраля 2013 года - с просьбой снять возникшие "разночтения" и дать "письменный ответ по сути обращения", а не с заявкой на участие в заседании парламента. Поэтому пояснение, которое дал парламент со ссылкой на федерального законодателя, не может расцениваться, как отказ парламента в ответ на заявленное намерение участвовать в его заседании.
В судебном заседании Хамуков заявил, что независимо от исхода дела, партия "Яблоко", как и любая другая партия, вправе принять участие в заседании парламента, причем партия "Яблоко" может выступить уже на очередном заседании парламента - вопрос согласован с председателем парламента.