Статьи Алексея Мельникова очень грустные. Вот лежит на диване аполитичный избиратель, вот протестуют гражданские активисты, не верящие ни одному слову или обещанию власти решить проблему. Вот безумный чиновник мобилизует административный ресурс, а где-то рядом умирает человек, попавший под колеса машины с мигалкой. Чуть поодаль читает свою бесконечную речь по бумажке еще премьер Владимир Путин, а еще президент Дмитрий Медведев покорно ведет список «Единой России» на выборы. А вот пошли на Болотную площадь люди с белыми лентами, и их обманули ожиданием политреформы, и что делать дальше - совсем непонятно.
Грустная реальность? Между тем, читая этот сборник статей, я улыбнулась и не раз. Во-первых, все то, что происходило в моей стране в последние полгода или уже больше давно только и ждет, чтобы быть изложенным последовательно и хорошим русским языком в таком вот то ли сборнике, то ли многотомном журнале. И наша история последних месяцев - это никакая не «Война и мир», конечно же, а именно сборник газетных заметок, мелких зарисовок и штрихов к портрету времени, таких мелких штрихов и частных историй с глобальными выводами, которые на эпическом едином полотне потерялись бы, а в сборнике заметок переливаются на солнце и подмигивают тебе - мол, помнишь?
Во-вторых, Мельников несколько неожиданно и немодно честен. Объясню, в чем дело. То, что он в своих заметках ругает власть - это неудивительно. Дело не в этом. Дело в том, что Мельникову хватает то ли вкуса, то ли той самой честности высказаться не только по адресу чиновника с мигалкой, сбивающего на перекрестке женщину, но и сидящих на диване, и лидеров оппозиции, не вполне понимающих, что делать с редким лотерейным билетом, который они вытянули, спешно отъезжающих в лучшие края за море, всех тех, кто...
Да хватит мне, что я вам тут про политику да про политику, если мне больше всего понравился кусок книги, который не про политику, а про всю ту же нашу хронику того, что есть? Если, как это немодно честно это бы ни было, мне нравятся больше всего бытовые зарисовки про московские улицы и увядающую осень, про Людмилу Гурченко в каменьях, про первый хрупкий лед, сковывающий лужи, про холмы Рима и все то, что потерялось в нашей жизни за выборами и политикой.
Прочитав эту книгу, я поняла, что за выборами пропустила день, когда лужи впервые затянула пленка льда, которую тронешь сапогом - и дрогнет паутиной.
Почитайте, нам всем есть, что вспомнить.
Екатерина Винокурова
Газета.ру