О том, что при Федеральной антимонопольной службе следует создать Совет по конкуренции, а саму должность руководителя ведомства неплохо бы сделать выборной, заявила управляющий директор PricewaterhouseCoopers Екатерина Шапочка на встрече Дмитрия Медведева с рабочей группой «Открытого правительства».
— Судя по тому, что Игорь Юрьевич улыбается, ему эта идея нравится, — прокомментировал мысль президент.
Глава ФАС Игорь Артемьев продолжал молча улыбаться, но позже в интервью «Известиям» подтвердил, что замысел Шапочки ему действительно импонирует.
— А что плохого в этой идее? Я в свое время в выборах участвовал неоднократно (например, в Госдуму от партии «Яблоко». — «Известия»). Поэтому я только приветствую конкуренцию в исполнительной власти, — сказал он.
По какому принципу могут проходить выборы главы ФАС?
— Вертикаль исполнительной власти в этой ситуации должна быть соблюдена. А именно — выбирать руководителя Федеральной антимонопольной службы должны президент и председатель правительства из нескольких кандидатур, которые могут предлагать предпринимательские союзы, профсоюзы, правительственные, парламентские структуры… Процедура может быть чем-то похожа на праймериз, — заявил Артемьев.
Впрочем, по его слова, ФАС к обсуждению этой идеи пока не привлекали.
— На мой взгляд, руководители других надзорных ведомств — ФСФР, например, — тоже должны избираться, — говорит глава ФАС.
Что касается совета по конкуренции при ФАС, то, по словам Артемьева, он уже существует. Другое дело, что состав совета в настоящее время утверждает сам глава антимонопольной службы, а «они (авторы идеи. —«Известия») хотят, чтобы утверждало правительство».
Главной темой заседания рабочей группы «Открытого правительства» стало развитие конкуренции и предпринимательского климата. Ректор Российской экономической школы Сергей Гуриев предложил создать должность Уполномоченного по правам предпринимателей, который «должен быть независимым от правительства, назначаться президентом, ежеквартально отчитываться на заседаниях правительства», а также «спасать предпринимателей в режиме реального времени, пока у них не отняли бизнес».
Глава государства рассудил по-своему.
— Может быть, нам надо создать фигуру отдельного прокурора, который будет выступать в защиту прав предпринимателей? Создать отдельное подразделение в прокуратуре, — предложил он.
Но против этого выступила глава некоммерческого партнерства «Бизнес солидарность» Яна Яковлева — у прокуроров, по ее словам, и так есть возможности защищать бизнесменов, но в 90% случаев прокуратура утверждает обвинительное заключение против предпринимателей.
Яковлева сделала Медведеву другое предложение: объявить широкую амнистию для заключенных, отбывающих наказание за экономические преступления. Медведев, в свою очередь, предложил обратиться к Госдуме, потому что «амнистию объявляет парламент».
— Амнистия — вещь в народе непопулярная, но в принципе как сигнал это можно было бы продумать, — отметил президент.
Один из приглашенных, представитель АСИ Александр Пироженко продемонстрировал, с какими препонами сталкивается в России предпринимательство. Он принес бумажную ленту, представляющую собой список документов, необходимых для того, чтобы получить разрешение на строительство в Москве одного-единственного магазина. Длина бумажной ленты составляла 37 м.
— Ну, теперь точно строительство магазина не разрешат, — усмехнулся Медведев, глядя на «бумажную змею».
— Спокойно, уже все разрешения получены, — доложил Пироженко.
Глава государства попросил дать адрес торговой точки.