Я буду говорить не об отсутствии оснований для моего отзыва, а о политической свободе», — заявил Сергей Миронов в среду, выступая в питерском Законодательном собрании.
Что же, свободу он получил: 43 депутата городского парламента (при пяти «против») на заседании 18 мая проголосовали за его отзыв из сенаторов. После чего Миронов автоматически лишился и поста спикера Совета Федерации. Впрочем, «утешительным призом» для него может стать мандат депутата Госдумы (нынешние депутаты из «Справедливой России» готовы его уступить), и даже место вице-спикера. А обижаться ему не на что: как назначали в сенат «по понятиям», так «по понятиям» и сняли…
На то, что Миронова не снимут, его товарищи надеялись до последнего. Лидер фракции в городском парламенте Олег Нилов уверял, что вероятность развития событий «50 на 50», потому что вопрос об отзыве Миронова не был включен в повестку дня решающего заседания. А глава питерских «эсеров», депутат Госдумы Оксана Дмитриева сперва полагала, что единороссы не решатся снять Миронова и партию просто «берут на испуг», а потом пригрозила, что в случае снятия Миронова победа «эсеров» на городских выборах в декабре станет неизбежной.
Как показали дальнейшие события, это была лишь «хорошая мина»: проект постановления об отзыве Миронова был вброшен 18 мая прямо «с голоса». И когда его включение в повестку поддержали 37 депутатов, стало ясно, что результат предрешен. К тому же оппоненты приготовили Миронову еще один неприятный сюрприз: переворот во фракции «эсеров» в ЗАКСе, где сторонники Миронова теперь находятся в меньшинстве, а большинство выступило на заседании за смещение сенатора.
Наконец, премьер Владимир Путин — многолетний патрон Миронова — отмолчался, а президент Дмитрий Медведев заявил (одновременно с голосованием по его отзыву) на своей сколковской пресс-конференции, что не видит в отставке Сергея Михайловича ничего сверхъестественного…
«Сегодня я выступаю с этой трибуны с чувством сожаления. Потому что именно я четыре года назад вносил вашу кандидатуру на пост сенатора», — обратился к Миронову спикер ЗАКСа и глава питерских единороссов Вадим Тюльпанов. Он заявил, что Миронов не выполнил обещание добиваться финансирования питерского метро из федерального бюджета и присвоил себе успех инициативы по приравниванию жителей блокадного Ленинграда к участникам войны, которую депутаты продвигали вместе с губернатором Валентиной Матвиенко при поддержке Владимира Путина. И что от Миронова депутаты слышат только обещания: «Я подключусь, я обращусь, я внимательно изучу, я поддержу, я подниму этот вопрос…».
«Глаголы, которыми вы пользуетесь, говоря о своей работе, употребляются вами главным образом в будущем времени, — заявил Тюльпанов. — И место сенатора много лет занимает бесплотный политический компромисс, в результате которого вы, Сергей Михайлович, и вошли в сенат. Ведь вам так легко удавалось находить этот компромисс между оппозиционностью власти, которую декларирует ваша партия, и собственно властью, в иерархии которой вы занимаете высокое место».
По словам Тюльпанова, постановление об отзыве Миронова поддерживают не только фракции КПРФ и ЛДПР, но и большая часть «эсеров». Что тут же было продемонстрировано — новым лидером фракции «эсеров» вместо Олега Нилова был избран Владимир Гольман, тут же выступивший с критикой Миронова. Ларчик открывается просто: к шести перебежчикам, ранее покинувшим партию «эсеров», но не ушедшим из фракции, чтобы не терять депутатский мандат, добавились еще двое. В результате верных «мироновских штыков» во фракции осталось всего 5 из 13, включая хронически отсутствующего (в том числе и 18 мая) фигуриста Евгения Плющенко. Двое свежеиспеченных отступников — Гольман и Анатолий Костерев — были тут же исключены из партии, Миронов и Нилов заклеймили их как «предателей», но поезд уже ушел: до конца этого созыва выступать от имени «эсеров» в ЗАКСе будут бывшие члены партии, де-факто перешедшие на сторону единороссов…
В поддержку Миронова, кроме его товарищей, не выступил никто.
«Разве «эсеры» — это оппозиция? — удивлялся вице-спикер от ЛДПР Геннадий Озеров. — Да это проект Кремля! Кому в России это непонятно? Всем известно, что это — запасная нога власти. Но нога оказалась неудачная, хромая. Зато у вас, Сергей Михайлович, статус сенатора, административный ресурс и так далее. Это фарс, когда оппозиция занимает третий пост в государстве. Оппозиция здесь одна — это ЛДПР!» Последние слова вызвали гомерический хохот не только в зале заседаний…
«Эта ЛДПР — никакая не оппозиция, — ответил Нилов. — Они с первого дня бегут впереди единороссовского паровоза и расчищают ему путь! Я обращаюсь к коммунистам: вас устраивает монополия «Единой России»? И обращаюсь к Вадиму Тюльпанову: вы оказываете медвежью услугу лидерам своей партии! Объявлена новая концепция — объединить всех вокруг «ЕР» на равных основаниях. А вы что демонстрируете?»
Владимир Гольман, заявив, что «не хочет бросать камни в Сергея Михайловича и сочувствует ему», упрекнул его в том, что Миронов «позволил таким, как Оксана Дмитриева, подменить конструктивную критику власти демагогией и травлей в духе кухонных сплетен» и что «идя на поводу у «яблочников», он выступил 1 мая на антигубернаторском митинге.
Лидер фракции единороссов Вячеслав Макаров тоже считает, что питерские «эсеры» идут на поводу, но уже не у «яблочников».
«Сергей Михайлович, вашу жизнь портят не те, кто вас критикует, а те, кого вы не выгнали вовремя метлой из «Справедливой России», — уверял он. — Я много раз говорил вашим товарищам: гоните от себя Дмитриеву! Не идите у нее на поводу как деревенские телята! Вы перешли к оскорбительной риторике, но губернатор не нуждается в защите: Матвиенко — политик мирового масштаба, время ее губернаторства будет вспоминаться как золотой век. Можно ошибаться, но нельзя предавать. Вы предали Путина! Человека, который никому не известного депутата сделал третьим лицом в государстве…»
Наконец, лидер фракции КПРФ Владимир Дмитриев назвал «Справедливую Россию» «кремлевским проектом, который все время играл роль партии-обманки на электоральном поле КПРФ», и «одной из структур, призванных обслуживать олигархический антинародный режим». «Понимая его неэффективность, власти решили закрыть этот проект», — заявил он.
Миронов, выступавший последним, заявил, что «правду говорить легко и приятно» и что «сегодня здесь, в когда-то самом демократическом городе России, вы начинаете охоту на ведьм, и вновь поднимает голову агрессивно-послушное большинство».
«Сегодня ЗАКС — не главное подразделение Смольного, управляемое губернатором, деятельность которого не поддерживает большая и лучшая часть петербуржцев, — гремел Миронов с трибуны. — Я не говорю «прощай» стенам этого зала, я говорю «до свидания». Потому что в декабре этого года, стоя в этом зале, я буду поздравлять с избранием председателем ЗАКСа представителя «Справедливой России».
Выступив, Миронов покинул не только зал, но и Мариинский дворец, не дожидаясь результатов голосования. А Дмитрий Медведев заявил в Сколкове: «То, что к Миронову возникли вопросы у «Единой России», — это элемент политической конкуренции. И если такое решение будет принято о его отзыве, то оно пойдет на пользу и «Единой России», и «Справедливой». «Единая» покажет, что с ней надо считаться, «Справедливая» — что она все-таки оппозиционная. Пусть занимаются реальной политикой»…
Что дальше? Единороссы уверены, что лишившись поста третьего лица в государстве и административного ресурса, Миронов лишится и большей части средств, а потому новые перебежчики из его партии неизбежны. «Эсеры» храбрятся и уверяют, что теперь Миронов стал «самым влиятельным оппозиционным лидером в стране». А непарламентская оппозиция считает происходящее спектаклем, разыгрываемым перед петербуржцами и не имеющим отношения к их реальным проблемам.
«Характерно, что выступая в ЗАКСе, Сергей Миронов ни слова не сказал против Владимира Путина, — говорит экс-депутат городского парламента, «яблочник» Михаил Амосов. — Критиковал единороссов и чуть-чуть губернатора. Но не они авторы этой пьесы! Я работал с Мироновым в ЗАКСе много лет и прекрасно знаю, что именно Путин стоял за его избранием сенатором и спикером СФ».
В Петербурге нового сенатора на место Миронова, по словам Вадима Тюльпанова, не станут выбирать до декабря. А в кресле спикера Совета Федерации его пока, скорее всего, сменит Александр Торшин или Светлана Орлова.
Борис Вишневский, обозреватель «Новой»