30 июня 2011
Пресс-релиз

Выступление Ивана Большакова на заседании консультативной рабочей группы комиссии по модернизации

Уважаемые коллеги, я благодарю вас за предоставленную возможность выступить сегодня и рассказать о позиции партии «Яблоко» по вопросу модернизации страны. Сразу скажу, что наш подход существенно отличается от того, который принят сегодня в качестве основного. К сожалению, руководство России понимает модернизацию как сугубо технологическое развитие, и, прежде всего, как технологическое развитие в экономике. Это понимание воспроизводит традиционный для российского общества и российского государства стереотип догоняющей модернизации. Когда с Запада берутся современные технологии, при этом вырываются из социально-экономического и политического контекста, и практически отторгаются все современные политические институты и социально-экономические отношения, которые им соответствуют. Ранее решить такую задачу заимствования технологий можно было с помощью государственного насилия. И поэтому модернизация проводилась либо как авторитарная, либо как тоталитарная. В 18 веке можно было создать современную на тот период времени промышленность, которая могла решить временные задачи, стоящие перед страной. В начале 20 века с помощью тоталитарной модернизации, форсированной индустриализации можно было решить вопрос построения современной индустриальной экономики. Но для 21 века такой путь тупиковый.

Создать современную экономику знаний, экономику современных новейших технологий с помощью государственного принуждения и старых подходов с нашей точки зрения невозможно. Поэтому первостепенное внимание реформаторов сегодня должно быть направлено, прежде всего, не на технологическое развитие, а на развитие социально-экономических и политических институтов. В выступлениях сегодняшних руководителей государства такое понимание, на наш взгляд, не прослеживается. Поэтому они не представляют те опасности, те факторы торможения, с которыми сталкивается сегодня Россия на пути к реальной модернизации. Этих факторов, наверное, много, и перечислять их все не стоит, но я скажу о трех факторах. Это, прежде всего, качество российской элиты. Это - олигархическая структура собственности. И это - синдромы постоталитарного и поставторитарного общества.

Никакая модернизация невозможна, если этого не хочет элита, если ей не нужны перемены. А большинство представителей сегодняшней элиты перемен боятся из-за угрозы потерять свое положение. И, прежде всего, собственность и доходы, которые возможны благодаря нахождению у власти. Так вот, необходимое условие успешной модернизации - это смена элит. Элита должна меняться. Наша элита речи о модернизации сегодня слушает, одобряет, аплодирует, но на самом деле понимает, что никакой смены элит, никаких ротаций и обновлений в ней не будет происходить, поэтому она спокойна за свое положение. Именно поэтому в стране продолжает функционировать авторитарная, на наш взгляд, политическая система, или, если хотите, архаическая, как назвал ее недавно президент Медведев.

Нашей элите модернизация не нужна, потому что ей прежде всего есть, что терять. И главное, чем она дорожит - доминирующим положением в системе экономического господства, при котором они контролируют большую часть национального дохода. Права собственности в России сегодня имеют структуру перевернутой пирамиды. Чем выше ты в этой структуре в иерархии, тем больше ты имеешь собственности и, соответственно, гарантирующих ее прав. И, соответственно, чем ниже, тем меньше и того, и другого. Формально у всех граждан России есть равные права, но нет равных возможностей. А без равных возможностей построить современную страну невозможно. Равные возможности должны быть, прежде всего, в равном доступе к различным ресурсам: политическим, экономическим, информационным, технологическим - любым. Включая доступ к образованию. Сегодня образование, к сожалению, становится платным и недоступным для большинства населения, а образование один из факторов, на котором строится современное общество.

Фактор торможения заключается в том, что при такой перевернутой пирамиде в стране нет основы той самой модернизации. Нет активного среднего класса, и, прежде всего, большого масштаба среднего класса. Разные специалисты называют разные цифры, но всем очевидно, что его не более 10%. А именно обновляющаяся элита и динамично развивающийся средний класс являются тем фундаментом и той основой так называемого «модернизационного класса» - буржуазного слоя, которого в нашей стране никогда не было. Кроме того, за коммунистическую модернизацию, которая была в 20 веке, страна заплатила чудовищно высокую цену. Ценой форсированной индустриализации стали не только миллионы жертв, но и распад общества как единой социальной структуры. Наше общество сегодня сильно атомизировано, и это не позволяет ему двигаться вперед. Потому что в ходе советской модернизации социальный капитал традиционного общества, так называемая «крестьянская культура», была разрушена, а новый, соответствующий современному этапу - «гражданское общество» - всячески подавлялся, ну и, к сожалению, не развивается и сегодня.

То есть, иными словами, коммунистическая модернизация, конечно же, создала индустриально-технологический уклад, но, тем не менее, не позволила создать соответствующий этому укладу тип социально-политических отношений. И в результате сформировалось общество, в котором подавляется самоорганизация и культивируется запрос на государственное воздействие, а вместе с ним и на насилие.

Исходя из сказанного, мы считаем, что есть три условия полноценной модернизации. Первое - инициировать ротацию элит. Нужно постепенно вытеснять из нашей элиты представителей элиты стагнации и неуклонно наращивать сегменты элиты развития. Нужно выращивать новую генерацию чиновников, в том числе проводя серьезную антикоррупционную чистку бюрократического аппарата. В конечном счете, элита должна сменяться, причем на свободных и честных выборах. Если будет принят за основу реальный путь модернизации, то так или иначе будут происходить изменения в политической структуре. Либо напрямую, в силу того, что увеличение конкуренции и самостоятельности политических акторов приведет к тому, что произойдут изменения в структурах власти. Либо опосредованно, когда модернизированная страна начнет просто выталкивать из системы людей, которые не смогут к ней приспособиться и не соответствуют ее принципам. Ну, например, если будет реформироваться судебная система, суд будет становиться более справедливым и независимым, потребуется новая генерация судей, которые будут принимать решения самостоятельно, не оглядываясь на позицию руководства, на вертикаль, которая существует сегодня в судебной власти, и будет выносить решения на основании закона, а не телефонного права или коррупции.

Второе. Нужно постепенно, но неуклонно трансформировать структуру прав собственности, закрепляя за массовыми собственниками большое количество ресурсов: земли, недвижимости и т.д. Одним из вариантов решения этой проблемы может стать программа, которую разработали эксперты нашей партии во главе с Григорием Явлинским. Называется она «Дома. Дороги. Земля». Суть программы заключается в бесплатной передаче земли в собственность гражданам с одним единственным целевым назначением: строительство собственного дома. В свою очередь, государство должно обеспечить необходимую инфраструктуру и построить дороги. Это программа осуществления многовековой мечты российских граждан. Именно это обещало царское правительство, именно это обещали большевики. Все это власть всегда обещала, но именно сегодня у страны есть большие ресурсы для того, чтобы это сделать. Есть, прежде всего, необходимые условия, есть заинтересованный класс, который очень давно жаждет этого. И есть огромное количество денег, несмотря даже на дефицитный бюджет, тем не менее, есть огромные внебюджетные фонды. Цена на нефть очень большая и продолжает расти, и это говорит о том, что у государства есть необходимые деньги на такую программу. Одновременно это будет и программа развития малого бизнеса, легкой промышленности, и программа стимулирования внутреннего спроса, который необходим для выхода страны из экономического и финансового кризиса, с которым и наша страна, и мир столкнулись не так давно. Такой подход сформирует хотя бы в первом приближении основы среднего класса, как активной социальной группы, которая обладает собственностью, и готова принимать демократические правила игры и отстаивать свои права.

Третье условие и решение: нужно достаточно быстро и решительно приступить к десоветизации и десталинизации сегодняшней России. Вместе с разоблачением преступлений прошлого необходимо вычищать из сознания людей порабощающие комплексы, которые существуют сегодня, стереотипы прошлого. Одновременно нужно развивать гражданское общество, которое сегодня находится в подавленном состоянии, и отменять все бюрократические препоны, которые возникли в последние десятилетия. Это раскрепощение должно включать и изменение принципов комплектования вооруженных сил. Невозможно в современном обществе иметь половину молодого населения в состоянии полурабов, которые бегают от военкомата, а их загоняют в казармы. Поэтому необходимо сегодня отменять призывную систему и вводить контрактную армию не в половинчатом варианте, как это сегодня делается, а именно в полном объеме.

Однако осуществить эти меры без реформы политической системы с нашей точки зрения невозможно. Потому что мы все видим, что сегодняшние политические институты деградируют. Те меры, которые сегодня предпринимает президент по проведению политической реформы, - микроскопические, и они могут остановить на время эту деградацию, но не повернуть ее вспять. Именно поэтому мы рискуем не достигнуть уровня развитых стран и остаться в этом состоянии очень надолго, если не навсегда, и пополнить разряд так называемых неудавшихся государств.

Мы по уровню коррупции уже находимся с ними на одних показателях. Не случайно именно по уровню коррупции, потому что тотальная коррупция - одна из причин немодернизированных обществ. К сожалению, борьба с коррупцией сегодня дает сбои из-за того, что идет борьба не с причинами, а предлагаются технологические изменения, определенные инструменты, которые не могут решить эти проблемы. С нашей точки зрения бороться надо с причинами коррупции. Их четыре. Прежде всего, это неэффективность политических институтов, основных официальных институтов. Потому что коррупция - это неформальный институт, который возникает тогда, когда официальные институты не справляются со своей задачей. То есть граждане обращаются к этому институту тогда, когда они не могут добиться решения задачи в законном порядке. Многие из институтов существуют на бумаге, а в реальности они имитируются. И большинство из них либо не работают вообще, либо работают как-то не так. Это значит, что необходимо эти институты в обязательном порядке доводить до ума, а их функционирование - до реального предназначения. Чтобы выборы стали выборами, то есть механизмом формирования власти, а не легитимации кандидатов, которые заранее выбраны элитой. Чтобы прокуратура, суды, полиция работали именно так, как провозглашается. Именно тогда будет заложен фундамент отхода от тех неформальных институтов, которые сегодня практически пронизывают всю систему и государственного аппарата, и общественных отношений.

Далее - это неравенство перед законом. Для одной группы создаются одни законы, а для всего остального населения - совсем другие. Надо ликвидировать все иммунитеты, привилегии чиновников и депутатов, и отказаться от различных особых порядков привлечения к ответственности за преступления, правонарушения чиновников и депутатов. Именно с неравенства перед законом начинается осознание того, что все можно.

Третья причина - слияние бизнеса и власти. Нужно отделять власть от бизнеса всеми возможными цивилизованными способами, включая полный запрет на совмещение государственной деятельности и бизнеса. Те меры, которые сегодня предпринимает президент, его недавние инициативы, - они, безусловно, правильные. Но они, опять же половинчатые, и поэтому не решают этой проблемы окончательно.

И, наконец, четвертое - отсутствие горизонтального контроля. Сегодняшний контроль над бюрократией весь внутрибюрократический. Он вертикальный. Та самая вертикаль власти, армия чиновников, которая сегодня существует сверху вниз: вышестоящий чиновник контролирует нижестоящего. Это означает, что чиновников не контролирует сегодня никто. А президент не в состоянии контролировать двухмиллионную армию чиновников, которая сегодня существует. Нужно создавать механизмы общественного контроля. Вся иерархия законов и подзаконных актов должна вычищаться от таких норм, которые наделяют чиновников единоличной властью по распоряжению какими-то ресурсами.

Создать такой контроль без реального разделения властей, без реального местного самоуправления, без обеспечения независимости и развития парламента и СМИ невозможно. Для этого надо создавать реальную политическую конкуренцию. Надо отменить сбор подписей для зарегистрированных партий, облегчить их регистрацию, разрешить блоки на выборах, снизить проходной барьер до 3-4% и гарантировать госфинансирование партий и равное освещение в СМИ для всех партий, а не только парламентских.

Иными словами, нужно отказаться от экономического и технологического детерминизма, который принят сегодня в России. Как оказалось, этот экономический базис не определяет надстройку. И 90-е годы показали, что построение рыночной экономики без политической демократии, соответствующей ей - это путь в третий мир. Именно в этом заключаются наши различия в подходе к модернизации России.

Ответы на вопросы:

Я постараюсь ответить сразу на все вопросы. Как я уже сказал, проводить модернизацию только техническим стимулированием экономики заведомо неэффективно. Вот вопрос из Кирова о том, как все проконтролировать и в чем должна закончиться модернизация. Модернизация - это очень масштабная задача. Она включает в себя институциональную перестройку всей системы, всех ее сфер: экономической, политической, социальной и социо-культурной. Безусловно, здесь культура имеет очень важное значение. Модернизация требует на самом деле нового человека. Стоит сказать, что советское руководство при проведении перестройки понимало, что необходимы совершенно новые социальные отношения, необходимы новые ценности. И вообще, практика показывает, что институциональные изменения приводят к изменению ценностей людей. Если последовательно и неуклонно идти в этом направлении, то я думаю, что ценности наших российских граждан будут более нацелены на самостоятельность мышления, и на активность как в политике, так и в социально-экономической жизни. А именно это является залогом успешности той или иной модернизации. Итогом этой модернизации должно стать изменение отношений: должны возникнуть совершенно новые отношения на новой основе. Прежде всего, должны быть защищены права собственности, должно быть равенство перед законом, институты должны работать эффективно, и власть должна сменяться.

Что касается вопроса о ротации элит, безусловно, сегодняшняя элита как таковой элитой не является. В нашей российской социологической традиции элитами принято считать тех, кто находится у власти. На мой взгляд, это неверный подход: элита - это такой слой, который обладает определенными качествами - независимостью, самостоятельностью мышления, образованностью и патриотичностью. Но эта патриотичность должна быть не в рамках голого ура-патриотизма, а желанием работать на благо страны и работать в этой стране. Сегодня же наша элита правит здесь, а живет и вкладывает деньги за границей.

Теперь что касается олимпиады. К сожалению, в России все очень часто делается в режиме кампанейщины. Сочи-2014, мне кажется, из этой области. Это некие мифы, которые призваны создать легитимную основу для действующей власти. При этом ничего существенного даже в спортивной сфере олимпиада стране не принесет, потому что она развивает, прежде всего, элитарный спорт, а не массовый. И те ресурсы, которые затрачиваются на Олимпиаду, несопоставимы с теми задачами, которые стоят. Она во многом наносит урон как экономической сфере, так и экологической сфере той территории, на которой будет проводиться олимпиада.

Что касается вопроса о том, что конкретно мы предлагаем, то у непарламентских партий не так много ресурсов для того, чтобы что-то делать сегодня, но мы стараемся. Нами разработана программа «Дома. Дороги. Земля», которая обсуждалась и с президентом, и с премьер-министром. Они, к сожалению, не готовы принимать решения в этом направлении, а заимствуют лишь отдельные элементы из этой программы. Поэтому мы обращаемся к другим сторонам, заинтересованным в модернизации. Эта программа обсуждалась с губернаторами, и ряд из них ее поддерживает. Но, к сожалению, в нашей дефедерализованной стране у регионов нет ресурсов для того, чтобы ее осуществить.

Это - программа десталинизации России, которая была поддержана правозащитными организациями. И многие из тех предложений, которые мы разработали, вошли во всем известный проект комиссии по правам человека и гражданскому обществу при президенте России. Это была фактически совместная работа с обществом «Мемориал» и Московской хельсинкской группой.

Что касается выборов, то, конечно, каждая партия идет со своей программой, но один из главных вопросов, который нами будет ставиться на выборах, это вопрос об упущенных шансах. И вопрос той черты, за которой будет огромная пропасть. Если мы не проведем реальной модернизации, то Россия рискует перейти в разряд отстающих стран. И с нашей точки зрения через 30-40 лет не будет такого понятия, как развивающиеся страны, будет развитый мир и неразвитый. И вот это - тот уходящий поезд, в который нам необходимо сегодня вскочить. Если мы этого не сделаем, то, к сожалению, он уйдет.

Стенограмма заседания - сайт Клуба региональной журналистики http://www.crj.ru/section/31/2/?semid=196

Автор

Большаков Иван Викторович

Член Федерального политкомитета партии, руководитель Аналитического центра партии. Политолог, член Российской ассоциации политической науки


Статьи по теме: Модернизация


Почему сегодня невозможна модернизация
27 апреля 2011
Власть использует миф о модернизации для поддержания легитимности
27 января 2011
Все статьи по теме: Модернизация