Без консультации с научным сообществом и в канун летнего отпуска Госдумы Правительство внесло закон о реформировании Академии Наук.
Он предполагает объединение РАН, Российской академии медицинских наук и Российской академии сельскохозяйственных наук. Для управления институтами и материальными фондами РАН при Правительстве создается Агентство научных институтов РАН. Аппарат Академии будет подчинен федеральной бюрократии, а ее социальная сфера (поликлиники, больницы, санатории) передаются муниципальной власти. Хотя формально РАН будет независимой организацией в части своего устава и выборов новых членов, реально она лишится самостоятельности, поскольку институты не будут решать кадровые и финансовые вопросы, утратят оперативное управление имуществом. Все проблемы, включая распределение финансовых ресурсов и направление перспективных исследований, будут решать чиновники в меру своей компетентности.
При этом делается ставка на раскол академического сообщества, поскольку предполагается ликвидировать статус члена-корреспондента РАН, назначив всех академиками, а в качестве «бонуса» академикам предлагается удвоить академическую стипендию.
О том, как бюрократия «управляет» имуществом, можно в очередной раз судить по недавним реформам министра обороны Сердюкова. А о том, как она повышает эффективность работы больших организаций – по реформе милиции/полиции.
Академия наук, безусловно, нуждается в глубоком реформировании, повышении научной продуктивности (что далеко не равнозначно индексам цитируемости), омоложении кадров. Однако нужно отдавать себе отчет в том, что главные причины кадрового старения и снижения эффективности работы РАН – не бремя хозяйственного управления, а нищенское финансирование академической науки, растущая бюрократизация ее деятельности и, что не менее важно, невостребованность научных достижений со стороны экспортно-сырьевой экономики страны.
Именно из-за этого молодежь идет не в науку, а в бизнес и административные органы. Кандидаты и доктора вынуждены искать заработки на стороне. Ученых отвлекают бесконечной отчетностью, а получение грантов, приборов и материалов связано с немыслимым бумаготворчеством и бюрократической волокитой.
Реальное реформирование РАН предполагает, прежде всего, существенное повышение уровня ее финансирования, (с нынешнего уровня развивающихся стран в 1% ВВП, как минимум, до 2%), кратное повышение базовых окладов (у доктора наук сейчас - около 20 тыс. рублей), расширение системы временных грантов. Необходима не меньшая, а гораздо большая самостоятельность и гибкость РАН и ее институтов в кадровых и финансовых делах – наряду с демократизацией, конкурентными началами, расширением открытости всей административной и финансовой деятельности, возрастными ограничениями и регулярной ротацией руководящих кадров, особыми льготами для молодых ученых.
Науку легко и быстро погубить, но невозможно столь же быстро восстановить – на это потребовались бы многие десятилетия. Наша Академия Наук имеет всемирно известные научные школы, естественные национальные традиции, историю выдающихся достижений. Без этой базы невозможно возрождение и обновление фундаментальной науки, а без этого недостижим переход российской экономики на высокотехнологичную инновационную модель развития. К реформе РАН нужно относиться с великой осторожностью и бережностью, ее нельзя проводить исподтишка, кавалерийским наскоком, без согласования с научной общественностью.
Вместе с большинством российских ученых партия «ЯБЛОКО» оценивает заявленные Правительством реформы как попытку ее полной бюрократизации и коммерциализации, которая не возродит, а окончательно разрушит фундаментальную науку. В настоящий момент нет никаких оснований для поспешных и непродуманных решений. Мы требуем от Правительства отказаться от опасной инициативы и развернуть широкую демократическую дискуссию с авторитетными представителями научной общественности по оптимальным путям и задачам обновления РАН.
За сотни лет своего существования Российская Академия Наук прошла через суровые испытания, пережила революцию 1917 г., оставалась «оазисом» демократии и достигла выдающихся достижений во времена СССР, выжила в кризисные 90-е годы прошлого века. Будет непоправимой национальной катастрофой, если к своему скорому 300-летнему юбилею это великое творение Петра I придет к вырождению и забвению.
Академик РАН, член Политкомитета партии
Алексей Арбатов
Председатель партии
Сергей Митрохин