Томас Джефферсон, третий президент США, писал: «Тот, кто отдает свою свободу за безопасность, не получает ни того, ни другого».
Скоро будет уже шесть с половиной лет, как Владимир Путин после страшной трагедии в Беслане предложил отменить прямые выборы глав регионов Российской Федерации. Говорилось о необходимости обеспечить безопасность, о большей эффективности управления, о регионально-феодальной расхлябанности и т.д., и т.п.
Региональные парламенты, соревнуясь в скорости, «на ура» одобрили инициативу. Лишь в Законодательном собрании Петербурга состоялось подобие дискуссии, навязанной демократами, которая не изменила результат. Российский парламент (к тому времени уже совсем без демократов) тоже «бегом» проголосовал за «вертикаль власти».
Распропагандированное и потрясенное общество смирилось с новой региональной реальностью. С тех пор это понятие – вертикаль власти – прочно вошло в жизнь каждого человека. Независимо от того, осознавал он это или нет.
Шесть с половиной лет – дата, конечно, не круглая. Но и наша общественно-политическая жизнь тоже далека от юбилейных настроений. Поэтому рискну высказать несколько соображений на заданную тему.
Прошедшие годы не только не обеспечили обещанную безопасность. Наоборот, они продемонстрировали серьезную опасность, которую сама система вертикали власти представляет для общества в целом и каждого человека в отдельности. Последний ужасный теракт в Домодедово – это приговор вертикальной системе. Кровавый и жестокий. Но не единственный.
Приговор системе – это все то, что происходит в нашем городе все последнее время. Снег и «сосули», снос гаражей, убийство животных, история с «Литературным домом» на Невском, 68 – вот далеко не полный перечень «достижений» пресловутой вертикали в Петербурге только за последние месяцы. Тысячи людей за это время почувствовали себя «шашлычками» на шампуре вертикали, которые могут быть в любой момент «съедены» теми, кто держит этот шампур в своих руках. Я сталкиваюсь с такими людьми ежедневно. Доведенные до отчаяния глухотой и невменяемостью власть имущих, эти люди, словно очнувшись от гипноза, спрашивают меня: когда следующие губернаторские выборы? Я отвечаю: никогда. И это «никогда» будет длиться до тех пор, пока вас устраивает роль «шашлычков», нанизанных на шампур вертикали власти.
Недавно Валентина Матвиенко в одном из телеинтервью повторила заклинания апологетов вертикали власти: выборы – это грязные деньги, выборы – это кандидаты-популисты, которые дурят голову доверчивым гражданам. Я же думаю, что задурить голову можно лишь тем, кто хочет быть одураченными «шашлычками». Граждане же способны сами делать выбор. А при нынешней системе выбора нет. Над каждым из нас висит угрожающая вертикальная сосуля. Она не дурит голову. Она ее пробивает. И это не метафора. Это жизнь.