3 мая 2009
Борис Вишневский специально для сайта

Взяли на содержание

Российские пограничники приступили к охране границ Абхазии и Южной Осетии: непризнанные республики «делегировали Москве полномочия по охране границ до формирования собственных органов пограничной охраны». Вдоль границы Южной Осетии обустраивается около 20 российских военных городков, создание необходимой инфраструктуры началось и в приграничных с Грузией районах Абхазии, а представители российской погранохраны заявляют, что граница «должна быть прочно закрыта и недоступна для врагов»…

По сути, это – логическое завершение процесса аннексии. Оккупировать территории, по всем международным нормам являющиеся частью Грузии, затем признать их независимость, затем включить их в российскую бюджетную систему, взять на практически полное содержание (о чем ниже), после чего взять под охрану границы, отделяющие эти территории от оставшейся части Грузии, которая и объявлена «врагом» – это и есть аннексия де-факто, даже если она пока не закреплена де-юре. Территория, которая содержится за счет соседней страны, которая не признается в мире никем, кроме этой страны, которая этой же страной охраняется от внешних врагов, и на которой подавляющему большинству населения выданы паспорта этой же страны, «независимым государством» называться не может. Не может, и все тут – сколько бы договоров в Кремле не подписывали с собственными марионетками, и сколько бы не надували щеки в Сухуми и в Цхинвали.

За девять месяцев, минувших с российско-грузинской войны (а как еще называть военное столкновение двух стран, в результате которого одна из них оккупировала часть территории другой?), случилось многое – и в первую, очередь, экономический кризис, - что отодвинуло эту проблему на второй план. Поэтому не слишком широко обсуждается тот факт, что хвастливые заявления абхазского и югоосетинского лидеров (а также российских представителей) о том, что вот-вот начнется процесс их международного признания, обернулись пшиком – в теплой компании тех, кто признает независимость Абхазии и Южной Осетии, кроме России, сегодня только Никарагуа, да и то, как выясняется, парламент этой страны отказался голосовать за ее признание. Есть еще Венесуэла, Судан, Ливан и Белоруссия, которые на словах поддерживают признание независимости указанных республик, но не де-юре их не признали, и есть Приднестровье, Турецкая республика Северного Кипра и «ХАМАС», которые их признают, но их самих никто не признает (за исключением Турции, которая остается единственным государством в мире, признавшим кипрских сепаратистов)…

Точно таким же пшиком обернулись и громкие обещания привлечь Грузию к ответственности за якобы «геноцид» югоосетинского населения, и затаскать ее по международным трибуналам. Об этих обвинениях давно ничего не слышно – и понятно, почему: российский Следственный комитет, которому было поручено найти доказательства «геноцида» в Южной Осетии, выяснил, что погибло 162 мирных жителя (большинство из которых, скорее всего – южноосетинские ополченцы, которых к мирным жителям отнести трудно) и 48 российских военнослужащих. И как быть с якобы «двумя тысячами погибших мирных жителей Южной Осетии», о которых нам рассказывали в августе 2008-го с утра до вечера по всем российским телеканалам? А ведь это огромное число жертв как раз и служило одним из главных обоснований для военных действий России…

Зато в полной мере выполняются обещания о финансовой поддержке непризнанных республик: помимо 10 миллиардов рублей, выделенных Южной Осетии на «восстановление жилья, объектов социального назначения и жилищно-коммунального хозяйства, пострадавших в результате событий, произошедших в августе 2008 года», российский бюджет в этом году предусматривает выделение 2,36 миллиардов рублей для Абхазии и 2,8 миллиардов рублей для Южной Осетии, которые, как сообщается, «пойдут на социально-экономическое развитие и обеспечение сбалансированности бюджетов республик». За счет этих средств (цитирую соответствующее официальное сообщение) «будут профинансированы социально-значимые расходы: заработная плата работников бюджетной сферы, детские пособия, пенсии, стипендии, питание, медикаменты, текущее содержание сети бюджетных учреждений». То есть, большая часть тех задач, решать которые должны власти непризнанных республик.

Какая «сбалансированность»? Кто-нибудь хочет сказать, что Южная Осетия что-то зарабатывает сама? Территория, где нет ни туристических объектов, ни промышленности, ни полезных ископаемых, ни развитого сельского хозяйства? Думается, указанные выше средства – это и есть весь «бюджет», в котором ничего не надо «балансировать», а надо только содержать цхинвальских сепаратистов за счет российских налогоплательщиков. Что касается Абхазии, то здесь все не менее наглядно. Регион, обладающий неплохими возможностями для зарабатывания денег, - в первую очередь, туристическими, - в 2008 году имел собственный бюджет в районе 1.5 миллиарда рублей при населении в 215 тысяч человек. В 2009 году, как сообщается, правительство Абхазии одобрило проект бюджета, где доходы и расходы составляют около 3.8 миллиарда рублей. Разница – 2.3 млрд. рублей. Ровно столько, сколько собирается выделить российский бюджет, дабы «сбалансировать» бюджет абхазский. Причем, выделить безвозмездно, и без всяких условий (это особо подчеркивает правительство Абхазии). Это не называется «балансировкой бюджета», это называется содержанием. Впрочем, если Южную Осетию Россия содержит на 100%, то Абхазию, которая могла бы зарабатывать сама, Россия собирается содержать «всего лишь» на 60%...

Интересно, знают ли российские граждане (не те, которым раздавали паспорта в Абхазии и Южной Осетии, а те, что живут в России) указанные экономические подробности? У них кто-нибудь спросил, хотят ли они содержать указанных «сограждан»? А есть еще отдельно необходимые расходы на строительство военных баз, на содержание оккупационных войск и пограничников… в общем, в копеечку влетает российским налогоплательщикам грубейшая политическая ошибка, совершенная в августе 2008-го, когда она решила признать «независимость» отторгнутых у Грузии территорий.

А кроме экономических последствий, есть еще политические.

Россия, которая без каких-либо оснований обвиняет Грузию в «геноциде», как воды в рот набрала, когда режим Кокойты устроил этническую чистку в Южной Осетии: грузинские села, как известно, были сожжены, а затем цхинвальский дуче заявил, что грузины в них не вернутся никогда. Россия, чьи войска отбили у Грузии верхнюю часть Кодорского ущелья (при том, что против Абхазии, в отличие от Южной Осетии, Грузия в августе 2008 года никаких военных действий не вела, и речь шла об агрессии, которую никак нельзя было объявить «ответным ударом»), молчала, когда около 200 тысяч грузин были изгнаны из Абхазии после войны 1992 года – между тем, по переписи 1989 года, грузины составляли 46% населения республики, а абхазы только 18%. И даже сейчас абхазов (в процентном отношении) в республике всего 44% - меньше, чем тогда было грузин. Плюс 20% армян и 11% русских. Какое «независимое государство Абхазия», господа? Верните беженцев, обеспечьте их права, включая избирательные – тогда и поговорим о независимости: если большинство населения поддержит это решение – так тому и быть. Но только так, и не иначе. И точно так же – с «независимой Южной Осетией»: до того, как решать этот вопрос, нужно вернуть 15 тысяч изгнанных грузин, и отдать под суд организаторов этнических чисток…

Впрочем, в этом вопросе, - как и во многих других, - России следовало бы начать с себя. Ведь не решается вопрос о возвращении беженцев на территории России – а именно, ингушей, изгнанных из Пригородного района Северной Осетии после осетино-ингушского конфликта в октябре 1992 года. Вернуться им не позволяется до сих пор – при этом речь идет, как минимум, о десяти тысячах человек (сами ингуши говорят о вдвое большей цифре).

С какими чувствами в Ингушетии в августе 2008 года выслушивали заявления Кремля о «защите российских граждан в Южной Осетии», представить себе нетрудно.

Смотрите также:

Борис Вишневский

Автор

Вишневский Борис Лазаревич

Заместитель председателя партии, член Федерального политкомитета и Бюро партии. Депутат Законодательного Собрания Санкт-Петербурга (2011-2024)

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Международные отношения


Все статьи по теме: Международные отношения