Еще недавно мало кто знал, что есть такой город – Пикалево Ленинградской области. Теперь он стал знаменит на всю страну, и даже за ее пределами: три завода, на которых работала большая часть трудоспособного населения города, и принадлежащие компании «Базэлцемент» (Пикалевский глиноземный завод, "Пикалевский цемент" и "Метахим") остановились. Из 4500 пикалевцев, которые на них работали, треть уже уволена, еще 1000 человек ждет увольнения в ближайшее время. Те, кто еще не сокращен, за немногими исключениями, с января отправлены в вынужденные отпуска.
Последствия очевидны: город на грани полной нищеты и гибели. Еще немного – и детям в Пикалево (как и взрослым) будет нечего есть. Найти другую работу в городе невозможно. Ездить на работу в другие города Ленинградской области – сложно и накладно. Рабочие требуют национализации производства и срочной помощи государства, которое помогать пока что не спешит.
Все то же – на другом конце страны: в Приморском крае. Поселок Светлогорье, живет около тысячи человек, треть работала на комбинате «Русский вольфрам». Долги по зарплате - 9 миллионов рублей. В последний раз рабочие получали деньги в январе (по пять тысяч рублей). Комбинат остановлен, работники отправлены в отпуск с сохранением двух третей зарплаты (но простой не оплачивается). На митинге работники потребовали выкупить предприятие в государственную собственность, погасить долги по зарплате, и обеспечить питанием хотя бы детей, которых нечем кормить. Ответа от властей никакого нет – и еще хорошо, что митинг не разогнали при помощи ОМОНа (а ведь грозили, но, видимо, вовремя одумались)…
Подобные случаи сегодня не надо искать долго: приведенные примеры – не единственные. Более того, есть все основания считать, что их будет все больше и больше. И когда почему-то считающаяся демократом Валерия Новодворская вещает, что, мол, «ничего на надо предлагать народу, кроме свободы и прав человека. А еду надо заработать. Нет права на еду», - очень хочется отправить ее побеседовать с жителями Пикалево. Они бы быстро объяснили ей, что не имеют сейчас никакой возможности заработать, а дети у них еще маленькие, и хотят не свободы и прав человека, а еды. Правда, есть большие опасения, что мнение г-жи Новодворской о собственном народе после этой встречи будет еще хуже, чем сейчас…
Это – одна сторона нынешней российской жизни. Но есть и другая.
По словам председателя правления Сбербанка Германа Грефа, банк получил 109 миллиардов рублей чистой прибыли в 2008 году, и может выплатить дивиденды за 2008 год в размере 5-10% от чистой прибыли.
«Когда мы входим в неприятный финансовый год, есть желание экономить на всем. С другой стороны, банк получил достаточно большую прибыль, и, с моей точки зрения, акционеры должны получить дивиденды. Это было бы правильно. Цифра в 5-10% от чистой прибыли для банка такого масштаба не является принципиальной», - заявляет Греф.
Наверное, не является. 5-10 миллиардов рублей – ну разве это принципиально для финансового гиганта? Сообщают, что в 2008 году 23 члена правления Сбербанка получили 934 миллиона рублей зарплат и премий. То есть, по 41 миллиону рублей на каждого. Для справки: примерно столько же нужно, чтобы обеспечить неработающих сегодня пикалевцев их месячной зарплатой. А сумма, необходимая, чтобы город Пикалево не голодал в течение года, раз в двадцать-тридцать меньше, чем дивиденды, которые Сбербанк хочет выплатить своим акционерам. Кстати, осенью 2008 года Сбербанк получил от государства 500 миллиардов рублей финансовой помощи под льготные 8% годовых на срок до 2019 года.
Пример Сбербанка, опять же, не единственный. Так, банк ВТБ в 2008 году выплатил своим «топ-менеджерам» 533 миллиона рублей, по 48.5 миллионов рублей на каждого. Ну, а члены правления и совета директоров Газпромбанка получили в 2008 году 1.7 миллиардов рублей на 27 человек – в среднем, по 63 миллиона рублей на каждого. И тот, и другой банк в прошлом году также получили сотни миллиардов рублей от государства в качестве «помощи». На этом фоне достаточно скромно выглядят зарплаты и бонусы, которые платят себе начальники «АвтоВАЗа» (стоящего нынче с протянутой рукой перед государством, и просящие 26 миллиардов рублей, дабы и дальше выпускать то, что назвать автомобилем язык не поворачивается).
За минувший год президент компании Борис Алешин и его двадцать восемь (!) вице-президентов заработали от 10 до 16 миллионов рублей – при том, что предприятие должно около 44 миллиардов рублей. По итогам 2008 года «АвтоВАЗ» выплатил членам правления и совета директоров компании 119 миллионов рублей. Правда, как нам сообщается, «в рамках антикризисной программы, которая должна быть принята в ближайшее время, зарплата вице-президентов и других менеджеров будет сокращена на треть». Страшно даже подумать, как они, бедняги, будут жить на такие нищенские зарплаты…
Как можно назвать ситуацию, когда на спасение людей, живущих в Пикалево или Светлогорье, у государства денег нет – а на помощь тем, чье руководство не стесняется выплачивать себе подобные суммы (фантастически не соответствующие степени общественной полезности их труда), деньги есть? Ничтожной доли того, что перекладывают себе в карманы «топ-менеджеры» перечисленных структур, - заметим, не частных, а полностью контролируемых государством, и к тому же получающих гигантские деньги из бюджета, то есть из наших карманов, - с лихвой хватило бы, чтобы решить проблемы умирающих в нищете городов. Но приоритеты государства расставлены совсем иначе.
А есть еще не к ночи будь помянутые «госкорпорации», - «Роснано» (предположить, что Анатолий Чубайс будет платить себе и своему окружению, в частности, Леониду Гозману, Андрею Трапезникову и Якову Уринсону меньше, чем в РАО ЕЭС, было бы просто оскорбительным), «Олимпстрой» (где зарплаты руководства исчисляются, как говорят, миллионами), «Ростехнологии» (возглавляемые другом Владимира Владимировича Сергеем Чемезовым), и другие.
Интересно, знают ли в Пикалево и в Светлогорье, сколько платят себе в перечисленных банках и компаниях? Ведь об этом им не рассказывают по телевизору – там все больше про верный курс Путина-Медведева, про антикризисную программу правительства, да про кризис в Америке. И понятно, почему не рассказывают – реакцию предсказать нетрудно. И это не будет подсчет денег в чужом кармане: карман, как уже сказано, как раз не чужой.
Впрочем, есть и хорошие новости. По словам вице-премьера Алексея Кудрина, сейчас на «проработке» в Минфине и в Минэкономразвития вопрос по уменьшению выплат бонусов топ-менеджерам «как минимум на период кризиса, но на два года точно». Глядишь, процентов на десять и уменьшат. Или я слишком оптимистичен?
Смотрите также: