«Неужели ты думал, что они там, в Смольном, позволят тебе, с твоей позицией, стать депутатом – даже муниципального уровня?, - спрашивали меня перед выборами друзья и знакомые. – Да они костьми лягут, чтобы помешать. Пойдут на все, используют любые средства, и либо откажут в регистрации, или купят голоса, или подделают результаты».
Как в воду глядели. Помешать зарегистрироваться не смогли – не забраковали ни одной подписи. Помешать получить поддержку граждан тоже не смогли – наши маленькая команда, которая четыре года делала все, что могла, для защиты прав жителей Васильевского острова, уже имела некоторую известность, а за время кампании обошла, и не по одному разу, свой квартал.
Вскоре после полуночи протоколы, собранные с избирательных участков, показывали: трое из семи уверенно проходят в депутаты. В шесть утра в избирательной комиссии муниципалитета висели на стене подтверждающие это данные, и о том же говорила и система ГАС «Выборы», куда ввели все результаты. Но это было в шесть утра – а в шесть вечера нам дают протоколы о результатах выборов (как выяснилось, подписанные еще в девять часов утра), и мы узнаем, что вместо трех депутатских мандатов мы получаем только один: для Ольги Галкиной, руководителя Василеостровского «Яблока».
Фальсификация обнаружилась быстро – не мудрствуя лукаво, подделали протоколы с двух избирательных участков. У кого-то убавили, «единороссам» прибавили – и вот уже право на получение мандатов получают совсем другие люди. Стандартная схема – отработана многократно. И не только в Петербурге.
«Что же теперь делать – идите в суд, ведь мы уже утвердили результаты», - говорит избирательная комиссия. В суд мы пойдем, конечно. Все признаки подделки налицо – приписывая ночью голоса, не особо заботились о достоверности. Вот только результат этого суда никто предсказать не может – много мы видели подобных судебных процессов за последнее время. И лишь в редких случаях удается отстоять истину – сколь она ни была бы очевидна…
На что рассчитывают наши оппоненты – понятно. Что не захотим тратить время, нервы, силы и деньги на судебные тяжбы, махнем рукой и замучаемся глотать пыль.
Не дождутся. И не потому, что у нас много свободного времени, масса неистраченных сил, стальные нервы, и куча лишних денег. А потому, что за нами - люди, которые за нас голосовали. Которые пошли на выборы, чтобы нас поддержать – а теперь возмущенно спрашивают: если так можно поступить, то зачем вообще идти на выборы? Они говорят, что власть публично плюнула им в лицо: они выбирали нас, а не «медведей». И говорят, что готовы писать любые письма, устраивать митинги и пикеты, и протестовать против совершенной несправедливости.
Впрочем, слово «несправедливость» - неточное. Точное слово – «уголовное преступление». Статья 142_1 УК РФ. Именно так называется то, что организовали избирательные комиссии. И трудно предполагать, что они этого не понимают: все они понимают прекрасно. Но уверены, что их «прикроют», что закон окажется слабее начальственной воли, что суду и прокуратуре дадут команду – и проблема будет решена. Подумаешь, мелочь какая – немного «подправили» результаты голосования. Выборы - слишком важное дело, чтобы доверять их народу, он может ошибиться, выбрать «не тех»…
Пусть не надеются, что мы не будем добиваться их наказания. Что не будем писать в Следственный комитет, не будем требовать возбуждения уголовных дел, все забудем и все простим. Будем требовать и будем добиваться: не для того, чтобы свести счеты, а для того, чтобы те, кто в будущем станет так же фальсифицировать выборы по команде начальства, понимали, чем это может для них закончиться.
«Что-то меняется в стране», - сказали мне утром 2 марта, когда стали известны подлинные, - еще не подделанные, - результаты выборов. Мол, если уж они вынуждены допускать такие результаты… Вечером это мнение уже виделось преждевременным: результаты уже были другими.
Почему они обезумели в такой степени, что во что бы то ни стало стремятся натянуть результаты даже таких, не очень много по питерским меркам, значащих выборов? Отказы в регистрации, административный прессинг, вбросы, подтасовки… Потому, что им надо во чтобы то ни стало создать миф о том, что рейтинг «Единой России» не упал из-за кризиса? Но кто поверит – если со всех сторон приходят сообщения о том, какой ценой достигались их фальшивые результаты? И каков же тогда истинный рейтинг «Единой России», если она может выигрывать только таким путем?
Впрочем, не о «медведях» речь. Речь – о нас.
Мы хотим, чтобы страна изменилась. Чтобы она стала другой – свободной, процветающей, демократической. Чтобы нынешний режим ушел в прошлое – вместе с убогой политической философией «путинизма», и не менее убогими вождями, рассаженными в руководящие кресла.
Для этого есть только два пути: либо выборы, либо восстание. И нужно идти именно первым путем – несмотря на то, что институт выборов целенаправленно разрушается, несмотря на то, что лишь в редчайших случаях удается не только победить, но и отстоять победу, несмотря на то, что против нас применялись и будут применяться самые «грязные» технологии и зашкаливающий по мощности административный ресурс.
Тот, кто борется, участвует в выборах, отстаивает права граждан – может победить.
Тот, кто не борется, победить не сможет никогда.
Борис ВИШНЕВСКИЙ,
член Бюро партии «Яблоко», обозреватель «Новой газеты»
11 марта 2009
Борис Вишневский специально для сайта
Борис Вишневский специально для сайта
Бой после победы
Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).