Новосибирская область запустила на Госуслугах пробный опрос: а не ввести ли нам эвтаназию бездомных животных? Четыре вопроса неумолимо последовательны: если даёте утвердительный ответ на вопрос «существует ли проблема бездомных собак в городе?», то вас подведут к необходимости ответить «да» за их умерщвление. Опрос продлится до 30 апреля.
Наталья Чубыкина. Фото: Новосибирское отделение партии
И это после закона №498-ФЗ, который с неимоверным трудом проведен в конце декабря 2018 года, начавший действовать по сути в 2020 году. Суть закона — мы люди и должны гуманно обращаться с животными, находить соответствующие пути решения проблем с животными. Люди должны, не прибегая к плановому убийству, решать проблемы, которые сами же и породили.
В пояснении к закону написано: принят в целях защиты животных, а также укрепления нравственности, соблюдения принципов гуманности, обеспечения безопасности и иных прав и законных интересов граждан при обращении с животными. Что же вдруг изменилось? У нас исчезла необходимость укреплять нравственность, соблюдать принципы гуманности?
Короткий экскурс в недавнюю историю. Во второй половине 70-х в СССР стремительно начали исчезать из свободной продажи продукты животного происхождения: сливочное масло, а кое-где и творог с молоком; мясо и мясные продукты. Слово «дефицит», а за ним и «талоны» прочно занимало свои позиции в обиходе. Народ напрягся, лица посмурнели, исподволь пошло недовольство, хотя и без излишеств. И что же предприняло руководство? Оно призвало в помощь СМИ. Основным ударным средством было ТВ, печать тоже подключалась. Сольную партию исполнял тележурналист Василий Песков. Он в нескольких убойных передачах по самому Центральному ТВ с соответствующим напором и выражением лица вдалбливал зрителям, что значительная часть безобразий происходит от собак, которых от безделья и безответственности заводит несознательное население. Эти собаки не несут полезной службы, не участвуют в построении коммунизма, а только жрут [мясо], обкрадывая общество, и ему же всячески вредят. И надо бы окоротить безответственных, а собак… ну, сами понимаете.
После таких двадцатиминуток ненависти с телевизора, которому нельзя не верить, в стране началась вакханалия убийств собак. Что творилось с бездомными собаками, можем догадаться. Но вот домашних убивали прямо на улицах, случалось, на глазах хозяев.
Ожидаемые «эксцессы исполнителей» не заставили себя ждать: в Москве некий милиционер застрелил хозяйку двух собак, которых она пыталась закрыть собой. И произошло это если не на площадке для выгула, то прямо с выхода из нее. После этого власти поняли, что необходимо сдать назад.
Но полезный инструмент перенаправления общественного недовольства не был забыт.
В новейшей истории России прошло две вспышки озабоченности СМИ проблемами опасности, исходящей от «бродячих» собак, официальным слогом ― безвладельческих, от программы ОСВВ (отлов-стерилизация-вакцинация-выпуск). Первая шла с середины 2021 года до начала СВО, выйдя на пик зимой 2021 года. СМИ, как волна нынешнего наводнения, синхронно выносила потоки описаний зверств собак на просторах страны: Якутск, Ставрополь, южный Урал… Напали, покалечили, загрызли.
И хотя большая часть нападений именно бродячими не подтверждалась, осадок в сознании граждан всегда закреплялся. А попутно вбрасывалась идея, что не нужна стране эта ОСВВ, тратить казенные деньги на будущих убийц людей, отменить ее и вернуться к старым временам. Зоозащита недоумевала, для чего это, ведь статистика не подтверждала эту мнимую опасность, а расследования в подавляющем большинстве случаев обнаруживали за нападениями, если такие бывали, свободно бегающих владельческих собак. Это неважно,
у людей навечно закрепляется мысль, что именно бродячие собаки третируют граждан и наносят им очевидный урон.
Тем более, что мысль в какой-то мере спасительная, об этом ниже.
В конце февраля 2022 стала понятна причина. Нам уготовили СВО. Возможно многочисленные СМИ, выполняющие заказ или просто присоединившиеся к теме, легко становящейся хайповой, и не подозревали, к чему они нас всех готовят. Но работу провели.
Вторая волна интереса к эвтаназии в СМИ идет сейчас. В 2023 году была принята поправка к закону №498. Теперь региональные власти сами могут решать, вводить ли им эвтаназию для безвладельческих или погодить. Ожидаемо первыми воспользовались бедные регионы, где и раньше власти не заморачивались работой по сокращению бездомности животных и профилактированию их бездумного разведения. Это же работа с людьми, которой российские власти всех уровней, увы, избегают. Республика Якутия, Республика Бурятия, Республика Алтай, Астраханская область… Не было сомнений, что список пополнится. Дошла очередь до Новосибирской области. Осторожнее, с подготовкой общественного мнения, с организацией большинства и опорой на него, но дошла. Причиной осторожности, по-видимому, было многочисленное и неплохо сплоченное зоозащитное сообщество, которое и требованиями донимает, и на площадь может выйти. А это нежелательно.
Причины фактической пошаговой отмены закона 498-ФЗ все те же — нежелание властей решать проблемы, особенно работать с населением, и желание сэкономить региональный бюджет, с которым грядут очевидные проблемы.
Таким образом, причины принятия антигуманных поправок сейчас, как и всегда, ― социально-экономические. Убийство собак вместо упорядочения работы в этой сфере ― экономия небольшая. Но какой агит-профит! Руководство принимает меры, спасает. То, что на убийстве распиливаются средства, зачастую не меньшие, а большие, чем необходимы для нормальной программы ОСВВ и для строительства плюс содержания хотя бы одного муниципального приюта, граждане не знают и не интересуются.
Почему идея о круговой виновности собак всегда находит отклик у обывателя? Собаки, как и их владельцы, а особенно защитники — слабый элемент социума. На владельца можно накричать, написать жалобу участковому, в прокуратуру — и примут меры. Каждый ли посмеет накатить с претензиями на автовладельца? И много ли добьется жалобщик? Все понимают, что авто ― это святое, это о силе и власти. Хотя в автоавариях гибнет и калечится людей на порядки больше, чем собаками, включая владельческих, не говоря о бездомных. Но на ком «униженный и оскорбленный» горожанин с большей вероятностью спустит пар за свои несчастья и неудачи? На бездомной дворняге, на женщине с такой же дворнягой или на мужике с битой? Известно ли обычному горожанину, какие собаки гибнут от рук человека в первую очередь? Кроме новорожденных щенков, конечно, которых население «гуманно» плодит, вместо того, чтобы «негуманно» стерилизовать свою собаку? Так вот: это собаки с цветными бирками на ушах. Не нужно быть интеллектуалом, чтобы понять, почему: за них ни от кого не прилетит. Эти порождения человеческой безответственности ничьи, уличные, беззащитные. Легко отравить. Легко и застрелить, если подвернется. А если ручная, то можно и просто убить руками, палкой, лопатой или наехать машиной.
Получается, что всегда есть тот, кто бесправнее нас в нашей бесправной стране, и тот, на кого легко спустить негатив, накопившийся совсем по другим причинам. И наша власть на такие возможности чутко реагирует. И наша пресса ловит хайповую тему, забывая, что разгон агрессии в обществе чреват продолжением. Тот, кто убивает животных рано или поздно переключается на людей. Преодоление внутреннего запрета на убийство чревато для общества большими потерями. На кошках тренируются для больших дел. А выпущенный из бутылки джин насилия обратно загоняется неохотно.
Так что же с этой пресловутой ОСВВ, правда ли она так безнадежно бесполезна, как убеждают нас сторонники эвтаназии и экономии?
Сказать, что программа заработала в России четко, как часы ― сильно погрешить. Страна оказалась не готова к одновременному массовому внедрению прогрессивного. Как оказалась, не готова в мусорной реформе, а до этого — к единовременному введению рыночной экономики. Во многих, если не в большинстве регионов, конкурсы на отлов и стерилизацию выигрывали неготовые выполнять контракты люди. Например, кочевала из города в город команда, оперировавшая (как попало, без соблюдения санитарных норм) сук… не стерилизуя. Разрежут и зашьют. Многие после таких операций погибали быстро. Другие доживали… до течки и погибали, с бирками на ушах, но успевали собирать собачьи свадьбы. Потом все равно погибали. Возможно, как раз такие случаи породили в народе ложную уверенность, что стерилизация не средство от собачьих свадеб.
Это чудовищно, но не программа виновата, а наше искореженное общество.
Но в Нижнем Новгороде, сопоставимом с нашим городом по численности жителей и превышающем его по площади, и где программу вели де-факто до приятия соответствующего федерального закона, дела идут очень хорошо. Там бродяжек меньше 4 тысяч, и снижается. Численность бездомных собак в Новосибирске на глазок (исследований никогда не проводилось!) — 15 тысяч. Хотя население, конечно, по-прежнему пополняет городскую популяцию бездомышей. Должно же начальство позволять обывателям маленькие вольности и свободы, если отнимает настоящие.
Есть ли решение?
Определенно есть.
- Во-первых, требуется доработка закона 498-ФЗ в части ответственности населения не только за жестокое обращение с животными, но и за бесконтрольное, избыточное их разведение. Такой пункт требовался изначально, но думцы даже обсуждать отказались, а активная общественность радовалась тому, чего удалось добиться и что на самом деле выглядело победой. Без контроля над разведением мы обречены снова и снова возвращаться к традиционному «Что делать?». Конечно, придется поработать и с регистрацией владельческих, и условно владельческих животных. А также вложиться в расширение льготной стерилизации животных, особенно для малообеспеченных людей.
- Второе, что необходимо – провести обследование территорий для установления реальной численности безвладельческих собак, а не мифических представлений.
- Третье – постоянное и обязательное просвещение. Чтобы не было с одной стороны желания позабавиться со щеночками без четкого представления об их дальнейшей жизни, а с другой – чтобы не было тщательно культивируемого «она залаяла на меня/на ребенка/на мою собаку, ее надо ликвидировать».
Ценность жизни – это для всех.
О чем это всё? О том, что убийство собак никогда не было эффективным способом избавить город от бродячих собак. Оно только множит негативную энергию, которая обязательно когда-то аукнется. О том, что в 21 веке пора становиться цивилизованнее, гуманнее и добрее. О том, что нельзя отодвигать решение проблем, которые все равно придется решать. Ни к чему делать шаг назад, этот шаг ― лишняя причина для напряжения в обществе и противостояния.
Я надеюсь, что наши люди выскажутся против разрешения эвтаназии. Я надеюсь, что нашим властям хватит решимости продолжать исполнять закон 498-ФЗ без людоедских поправок. Несмотря на проблемы с бюджетом, истончающимся на наших глазах.
Пусть это будет решение, вопреки нарастающему безумию. Кто знает, как оно будет взвешено на высших весах.