Собирая обрывки мыслей о 1917 годе (а что, кроме обрывков может быть у неспециалиста о том, что было сто пять лет тому назад), думаю и хочу сказать о том, как опасны в политике честные, но управленчески неграмотные решения, не способные учитывать то, откуда на самом деле «прилетят черные лебеди».
С. Фролов - Николай II после отречения
Керенский глубоко ошибся, навязывая стране отречение Николая Второго с последующей реализацией демократического проекта через очень радикальный по методу переходный период.
«Февральское государство», философски будучи обоснованным, было лишено законной базы и легитимной репутации. «Февраль» представлял собой не государственный переворот, но все же, как сейчас можно было бы сказать, «конституционный переворот», то есть генерацию огромных рисков правового вакуума с плохо предсказуемыми последствиями.
Если бы реформы проводились от имени плохого, но законного царя, если бы Николай подписывал все, что касалось созыва учредительного собрания, то большевикам делать переворот было бы куда труднее: они открыто пользовались неупорядоченной ситуацией, очень невнятной для обывателя.
Керенский (и разнообразные другие с ним) как бы рассчитывал - в столь критический момент - на политическую культуру общества, которой не было и быть не могло. Он, получается, думал, что сможет стране объяснить сложные вещи, а слушателя для сложных объяснений от лица деятелей с невнятной легитимностью не было. В общем: если ты честный, то вдобавок еще не надо делать глупостей, они очень дорого обойдутся. И не надо, отталкиваясь от честности, мыслить провокативно.