ИРКУТСК
Фото: пресс-служба партии
Утром наш кандидат на выборах в Госдуму, основатель общественной организации по защите животных «ЗооЗабота» Анна Шломина показала мне Центр стерилизации домашних животных, работающий в городе по льготным ценам. Основная проблема – нехватка лекарств, которые требуются для выполнения операций и лечения животных. Иногда их удается достать только в Москве и переслать в Иркутск. От санкций и запретов на ввоз иностранных лекарств страдают не только люди, но и животные. Хотел написать «четвероногие», но удалил. Потому что после клиники вместе с Анной поехали в приют для бездомных животных.
Может быть, вы читали в предыдущих публикациях про приют в Новосибирске. Там часть животных – инвалиды. В этом иркутском приюте все животные – инвалиды. И если ты видишь пёселя на четырех лапах – считай, уже счастливец. Собаки и кошки, покалеченные на улице, сбитые машинами – попадают в этот дом. Совершенно понятно, что, если бы не приют, эти животные давно бы погибли. Скажу честно, зоозащитникам приходится туго – государство не оказывает помощь в этой работе. Хотя это именно то направление, в котором государство может полностью положиться на волонтерские организации, передать им финансирование и за собой оставить только контроль. В приюте запомнил «немца» Кая, он как раз на фото – как же ему хочется, чтобы погладили, пожали лапу, он совсем не злобный, на первый взгляд только суровый.
После животных дал интервью изданию Усть-Кут24 Новости", обсудили программу партии, проблему «Усольехимпрома» и экологические проблемы региона. Затем мы вместе с Григорием Грибенко и командой отправились по городам Иркутской области.
ШЕЛЕХОВ
Фото: пресс-служба партии
Родной город нашего Григория. Городу всего 59 лет. Его назвали в честь Григория Шелехова – мореплавателя, который первым проложил торговый путь из Иркутска на Аляску. Население – 45 тысяч человек, большинство из которых трудится на Иркутском Алюминиевом заводе, Кабельном заводе и единственном в России – Кремниевом заводе. Город строила советская молодежь 60-х годов. Шелехов входит в список городов с критическим загрязнением атмосферного воздуха. Люди уезжают из города в другие регионы страны. К сожалению, такая тенденция свойственна Иркутской области в целом. В городе мы поговорили с избирателями, наши волонтеры раздавали программу партии, пообщался с журналистами городских СМИ.
На местном рынке мы встретили Клавдию Евгеньевну Круглову. Ей 90 лет, и она до сих пор выращивает и продает ягоды на рынке. Клавдия Евгеньевна смотрит политические ток-шоу, поддерживает и еще до нашего приезда решила голосовать за «Яблоко» и убеждать в этом свою большую семью. Пожелали ей крепкого здоровья, а она пообещала прийти на выборы 19 сентября и проголосовать за нас.
СЛЮДЯНКА
Фото: пресс-служба партии
По дороге из Шелехова в Слюдянку остановились на обед в придорожном кафе с бурятской кухней. Его хозяйка Людмила (если вежливо перевести) рассказала о трудностях малого бизнеса, особенно в период пандемии. А потом накормила вкусным обедом и на прощание в знак дружбы вышла проводить нас в национальном наряде. В Слюдянке мы вместе с гражданским активистом, основателем общественного движения «Новая Россия – Свободная страна» Павлом Харитоненко, который баллотируется Госдуму от округа, куда входит этот город, встретились с местными жителями, которые пришли на встречу с нами.
Слюдянка основана в 1899 году, стоит на берегу Байкала. Город славится производством кедровых орехов, также здесь расположены предприятия по переработке камня. Но самая большая гордость, о которой мне сразу рассказали пришедшие на встречу жители - в Слюдянке находится единственный в мире вокзал, полностью облицованный байкальским белым и розовым мрамором. То есть в Петербурге есть Мраморный дворец, а в Слюдянке – Мраморный вокзал. Их объединяет семья Романовых.
Сам вокзал был открыт в 1904 году, напротив вокзала расположена церковь Николая Чудотворца, Иннокентия и мученицы Татианы. По местной легенде, история первой Слюдянской церкви такова. Возвращаясь из кругосветного путешествия из Японии, Великий князь Николай Александрович, будущий император Всероссийский Николай II, по пути в Иркутск побывал в Слюдянке.
Наследник восхитился видами, открывавшимися со станции на Байкал и окрестности. А перекреститься на церковь не смог и пожелал, чтобы у вокзала была церковь для будущих восторженных путников.
Рассказывают, что он предложил, чтобы из ворот будущего вокзала к дверям будущего храма вела аллея, обсаженная деревьями, чтобы каждый приехавший мог войти в храм и возблагодарить Бога за благополучное окончание пути. Сначала возвели постройку, которую пришлось разобрать из-за того, что была слишком мала. А в 1914 году церковь наконец была построена деревянная церковь, существующая до сих пор. Службы в церкви не проходили с 1929 по 1947 год, когда она была возвращена Церкви. После этого храм уже не закрывался. Храм с такой историей был в 1995 году признан памятником истории и культуры федерального значения. Но в 2008 году церковь была разрешена в результате землетрясения и сейчас возведено ее новое здание.
На территории церкви в 1992 году был установлен крест с надписью «Униженные да возвысятся» в память о жителях Слюдянки – жертвах политических репрессий.
Местные жители также занимаются рыболовством, в том числе ловят знаменитый байкальский Омуль. Его добыча теперь ограничена, но существует огромный черный рынок по его продаже. Часто под видом омуля туристам продают другие виды рыбы.
Кстати, после запуска Байкальского ЦБК, омуль сильно изменился. За 15-20 лет после запуска БЦБК омуль стал в 2-3 раза меньше по размерам, и если раньше он шел на нерест весом 1-0,5 кг, то к концу 1980-х - 200-250 граммов.
Ученые утверждали, что резко ухудшились условия его нереста на естественных нерестилищах, понизилась тем самым и просто выживаемость рыб. Изменения в водоеме уже к 1980-м годам достигли того масштаба, что охватывали практически весь Байкал.
БАЙКАЛЬСК
Фото: пресс-служба партии
Дорога в Байкальск идет прямо вдоль Байкала, но озера мы так и не увидели. Из-за дыма от горящей тайги даль похожа на молоко – всё абсолютно белое, не различимо ни озеро, ни небо. Дым от пожаров Якутии вчера дошел до Байкала и ощущался даже в Шелехове.
Байкальск – моногород. Градообразующее предприятие – Байкальский целлюлозно-бумажный комбинат, был изначально закрыт в 2007, потом производство восстановили, но снова закрыли в 2013 городу. Как это происходит с моногородами, Байкальск стал городом с крайне трудными социально-экономическим положением.
«Яблоком» в 2016 году была представлена программа действий, которые нужно
предпринимать для вывода российских моногородов из глубокого кризиса.
В Байкальске нас встретили местные жители, которые рассказали о своих проблемах, о том, как люди выживают с нищенской пенсией.
А ситуации с Байкалом я хотел бы посвятить отдельную публикацию. Завтрашний день – работаем в Бурятии.