Казус чиновников Обносова и Приходько, коммерческих интересов их семей при ракетной отрасли из расследования «Новой газеты» ярко показывает три проблемы с антикоррупционной политикой в стране.
Первая – слияние бизнеса и власти. Семьи обоих публичных должностных лиц зарабатывают от руководимых ими корпораций. Такое слияние интересов ведёт к потерям бюджета и отмыванию денег во французские шале – как мы видим из расследования «Новой».
Порочная практика распространена в России на всех уровнях власти. Например, в прошлом году мы рассказали как жена главы подмосковной Малаховки получает десятки миллионов от администрации мужа на вывоз мусора. От тысяч муниципалитетов до глав военных корпораций – проблема одна и та же.
Вторая проблема – узаконенная коррупция. На фигурантов расследования не распространяются требования Федерального закона «О противодействии коррупции». Нормы закона в России специально написаны так, что многие компании в собственности государства в принципе считаются частными.
Так, акционерное общество «ВДНХ» за покупку домиков для белочек отдало без торгов сыновьям депутата-миллиардера единоросса Зелимхана Муцоева 35 га земли на ВДНХ.
Корпорация «Тактическое ракетное вооружение» – тоже акционерное общество. И хотя им владеет государство, по действующему закону эта компания не раскрывает сведения о доходах топ-менеджеров и не разрешает конфликты интересов как должны делать другие госструктуры. Они делают это плохо. Иногда совсем не хотят, как в случае с Рогозиным и его детьми. Но наличие правовых рамок нужно. Оно даёт старт любой кампании против коррупции.
Но здесь встаёт главная загвоздка: нет политической воли для противодействия коррупции.
Борис Обносов с Дмитрием Медведевым. Фото: РИА Новости
Внутренний контроль в публичной власти не работает в случаях Обносовых и Приходько, потому что проверяющие сами преследует личные интересы. Политическую волю к борьбе с коррупцией просто некому проявлять: не будет же Медведев с его низкой поддержкой и коррупционными скандалами выступать против своего верного коллеги Приходько. Как Путин не будет разгонять глав военных корпораций за отмытые деньги, пока друг Ролдугин стережёт неизвестно откуда взятые миллиарды в офшорах.
Круговая порука во власти делает высокопоставленных чиновников одновременно виновными и заинтересованными покрывать друг друга. И хотя доказательства родственной связи Зориковой с Обносовым остались интригой, в расследовании есть что прочесть между строк.
Если не прекратить передачу собственности государства и местного самоуправления подставным компаниям, ничего в России не останется. Даже Обносовых и Приходько не останется – они уже будут в своих уютных шале.