«О планах «Роснефти» начать буровые работы было известно уже давно, когда в декабре 2010 года в Туапсе начались слушания по оценке воздействия на окружающую среду (ОВОС) «Программы проведения морских сейсморазведочных работ на Западно-Черноморском участке шельфа Черного моря в 2010-2011 годах», являющейся подготовительным этапом к добыче нефти на Западно-Черноморском лицензионном участке шельфа Черного моря – так называемом Вале Шатского.
Тогда совместно с «Роснефтью» добывать нефть на этом участке планировала американская нефтяная компания «Шеврон», заказчиком слушаний выступила никому не известное ОАО «Дальморнефтегеофизика».
Недоверие вызвало то, что в ОВОС упоминается лишь нескольких видов птиц и морских млекопитающих. Хотя при реализации проекта может быть затронута среда обитания гораздо большего количества видов. Открытым остался вопрос о влиянии акустических методов исследования шельфа на способность к ориентации и комплексном воздействии на психику черноморских дельфинов, обитающих в зоне планируемой разведки, а больше 50 листов занимал анализ влияния сейсмоволн на китов. Как поняли представители общественности, при разработке проекта этот вопрос не учитывался. Явно слабым местом проекта является отсутствие у разработчиков каких-либо оценок воздействия их предполагаемой деятельности на сероводородный слой Черного моря, нарушение баланса которого может вызвать катастрофические последствия. Кроме того, во время слушаний прозвучал вопрос, на который никто ответить не смог. Так как программа оказывает воздействие на Черное море, являющееся трансграничным водоемом, и имеет трансграничное воздействие, то в ОВОС должны быть проведены исследования с учетом положений Конвенции ЕЭК ООН об ОВОС в трансграничном контексте. Также должна были быть учтена Конвенция о защите Черного моря. Эти конвенции ратифицированы Россией, однако никаких согласований, международных экспертиз по представленной на слушания программе проведено не было. Но все это было только прелюдией.
Ситуация в зале резко изменилась после того, как был получен ответ на простой вопрос: «Кто является заказчиком исследований, и следовательно с какими целями они проводятся?». Последовал ответ: «Роснефть-Казахстан», с целью дальнейших разработок нефтегазовых месторождений на шельфе Черного моря». Этот ответ вызвал у присутствующих бурю негодования. Люди были возмущены тем, что вместо обсуждения главного вопроса о возможности вообще бурения и добычи нефти в Черном море, им предлагают, как бы между делом, одобрить первый этап реализации этого проекта. Выходит, если бы не был задан вопрос, то никто и не подумал бы поставить в известность жителей о том, что же именно за работы намереваются проводить в акватории Черного моря. Запасы нефти на шельфе Черного моря были оценены еще в 70-х годах 20-го века. Но тогда руководство Советского Союза решило не рисковать ради нефти единственным теплым морем и основным курортом огромной страны. Сейчас интересы миллионов россиян перестали заботить руководство страны, которое открыло «зеленую» улицу экологически преступным, но коммерчески выгодным проектам российских и зарубежных компаний.
Сейчас стало очевидно, что компании «Роснефть» глубоко наплевать на мнение жителей, и проведенные тогда общественные слушания были ей нужны исключительно для галочки.
Перспектива того, что курорты Сочи, Туапсе, Геленджика и Анапы превратятся в убитые нефтью морские курорты, грозит новым социальным взрывом. Усугубляет ситуацию и крайне негативная в экологическом отношении репутация компании «Роснефть», которая уже наследила на Кубани множеством экологически опасных проектов, убивающих природу и отравляющих жизнь людей».
Сейчас «Роснефть» начало подготовку работ по новому участку, включая бурение в 63 километрах от берега поисково-оценочную скважину «Сочинская-1» (напротив Лазаревского района Сочи) и «Ольгинская-1» у побережья Туапсинского района. При помощи этих двух скважин «Роснефть» хочет оценить коммерческие перспективы широкомасштабного глубоководного бурения на Южно-Черноморском лицензионном участке. «Экологическая Вахта по Северному Кавказу» сообщала, что общественных обсуждений по проекту разведочного бурения на лицензионном участке недр «Западно-Черноморская площадь» не проводилось, но положительное заключение экспертизы компания – исполнитель «Шатскморнефтегаз» каким-то образом смогла получить. В настоящее время в район работ уже выдвинулась буровая платформа Scarabeo 9 («scarabeo» в переводе с итальянского – «жук»), принадлежащая итальянской компании Saipem и зафрахтованная для реализации проекта глубоководного бурения на Западно-Черноморской лицензионной площади Чёрного моря (Вал Шатского), медленно движется в сторону черноморского бассейна.
Любая утечка нефти в море станет катастрофой для курортов Краснодарского края. При этом проконтролировать, что происходит на платформе в десятках километрах от берега, независимому наблюдателю будет практически невозможно. Ведь в подавляющем большинстве случаев, о масштабности аварий можно судить только по отчетам Министерства природных ресурсов. Но вот что они там «рисуют»? Из тех крупных разливов, что мы зафиксировали, становится понятно, что реальные объемы не показываются. Вести какой то диалог с «Роснефтью» об отказе от своих планов и мониторинге объекта общественниками – бесполезно (опыт реконструкции Туапсинского НПЗ об этом ярко свидетельствует). Поэтому вслед за митингом в Сочи мы будем пытаться привлечь к проблеме всех жителей Черноморского побережья и планируем начать международную кампанию против освоения черноморского шельфа.
3 сентября в Сочи у Художественного музея состоится согласованный с мэрией города митинг под лозунгом «Скажем «НЕТ» добыче нефти в акватории Черного моря!». Начало митинга в 14:00.