Вчера на ОТР говорила о том, почему реновация началась именно с Москвы и как обстоят дела с хрущевками в других регионах.
Программа реновации стартовала именно в Москве по нескольким причинам. Одна из них - политическая, власть хотела получить для грядущих выборов мэра в столице и для президентских выборов определенные политические дивиденды, понимая, что профицитный бюджет Москвы позволяет реализовать такие масштабные проекты, и легко можно будет те самые дивиденды получить.
Другая причина – «проседающие» строительный комплекс и банковский, в котором он закредитован. Ведь по разным оценкам сейчас от 7 до 11 миллионов квадратных метров жилья остаются нереализованными. Нужно спасать и банки, и строителей.
Почему «реновация» не началась в других регионах? Ведь Москва среди всех мегаполисов, городов-миллионников занимает девятое место по доле хрущевок в общем объеме жилого фонда. На первом месте другие города: в Перми это 54%, в Омске - 42%.
Вот почему: в Омске для того, чтобы 2 тысячи аварийных домов расселить, нужно 54 миллиарда рублей, а бюджет города – 14 миллиардов рублей. Понятно, сколько лет Омску нужно не пить, не есть, не финансировать ни школы, ни детские сады, а только собирать на то, чтобы 2 тысячи домов вот этих расселить…
И в таком положении находятся регионы: бюджеты закредитованы, все в долгах. Приведу пример города из Карелии. Суоярви – бывший финский город, который после определенных исторических событий стал российским. В городском бюджете 3 тысячи рублей на душу в год. Огромное количество послевоенных бараков, люди живут в ужасающих условиях – с блохами, в любой момент рискуют остаться погребенными под своими развалинами. Но разве на такой бюджет – на 10 тысяч жителей 30 миллионов в год – можно решить какую-то проблему?
Вот и начали с москвичей.