Сокращение численности населения, его трудового потенциала – серьезные вызовы, с которыми на рубеже столетий столкнулась Россия, в том числе и российский Дальний Восток. В настоящее время суровые климатические условия и высокая стоимость жизни на Дальнем Востоке оказывают крайне негативное влияние на демографическую ситуацию.
Ключевая демографическая проблема Дальнего Востока состоит в том, что сложившиеся тенденции, связанные с негативными, более быстрыми, чем в среднем по России, темпами снижения рождаемости, продолжительности жизни и увеличения смертности, носят устойчивый характер, а процесс убыли населения с каждым годом набирает все большую скорость. В связи с этим обстоятельством необходимо сделать два резких замечания, как в научном плане, так и с точки зрения нашей партии.
1. Мы (Дальневосточный Центр «Психология», которым я руковожу) на протяжении 20 лет исследуем проблемы миграции в крайней форме (отклоняющее поведение), с уверенностью можем провести основную мысль, что доскональным (глубоким) образом НИКТО, никакая из государственных или частных структур, кроме нашего центра, и то по мере возможностей, не занимается изучением проблем миграции. Как в народе говорят: звучит «голый треп». Партия «ЯБЛОКО» давно бьет об этом во все колокола, но реальных сдвигов в политике властей не происходит, только слова и пустые рассуждения.
2. Когда по Центральному телевидению и по местным телеканалам устами министра Восточного развития или представителем Дальневосточного полномочного Российского Президента о животрепещущей проблеме «население и миграция» бегущая строка повествует, что процессы миграции приостановились или приутихли, то, это мягко говоря, выдается желаемое за действительность.
В целом, конец XX и начало XXI веков характеризовались снижением репродуктивных установок у будущих родителей, изменением ценностных ориентаций на обзаведение семьей, сдвигом рождаемости к более поздним возрастам, что позволяет усомниться в оптимистической модели повышения рождаемости на всех территориях Дальнего Востока на ближайшее десятилетие.
Преимущества в доходах на Дальнем Востоке РФ нет давно, и это не является стимулирующим фактором для положительной миграции. В настоящее время регион отстает по этому показателю от других районов страны, имеющих более благоприятные условия жизни. В связи с этим процессы выбытия населения с различных территорий Дальнего Востока РФ стали доминирующими. Доля миграции за последнее десятилетие составила около 90% от общего сокращения числа жителей в ДФО.
Процессы, произошедшие в естественном и механическом движении населения, изменили его возрастную структуру, в которой увеличилась доля населения старше трудоспособного возраста, что существенно увеличило демографическую нагрузку на трудоспособное население. По различным прогнозным оценкам при сохранении сложившихся тенденций численность дальневосточного населения к 2050 году может сократиться до четырех миллионов человек.
В действительности социально-психологическая ситуация с мигрантами гораздо сложнее, и я бы сказал трагичнее. Метод включенного наблюдения, который мы используем в своих психологических исследованиях, стал не просто неотъемлемой частью, а жизненно и научно необходимым. В нашем противоречивом и перестроечном мире, когда различными исследователями представляются очень противоречивые и даже «кричащие» научные данные, нужно весьма критично подходить к достоверности и методологии новых получаемых знаний. И я с коллегами постоянно на протяжении многих лет ссылаюсь на директора Института Психологии, профессора, академика РАЕН А.В. Брушлинского, который придавал огромное значение тем самым психологическим факторам искренности, без которых, как он полагал, не может быть никакой психологической науки, и плюс методологий научного познания: включенного наблюдения, формализованного интервью и подготовленной беседы.
Можно представить лишь маленькую часть полученных научных данных в проведенных в конце прошлого года исследованиях в Николаевском районе Хабаровского края (таблица).
Ответы респондентов г. Николаевска-на-Амуре на вопрос о том, что если бы у Вас появилась возможность переехать в другой город, то Вы:
N п.п. |
Ответы, предложенные опросом |
Обработанные результаты ответов, % |
1 |
Переехал(а) бы обязательно |
53,4 |
2 |
Возможно переехал(а) бы |
32,1 |
3 |
Думаю, что не переехал(а) |
15,7 |
4 |
Не знаю |
9,1 |
Логично вытекает желание большинства переехать из родного города. Однако, заметим, что это не просто сделать, так как люди самоопределяют себя как продолжателей дел первопроходцев и основателей этих мест, этот факт меня поразил до глубины души.
Но по-прежнему очень велико число тех, кто, несмотря на жизненные обстоятельства, обязательно сменил бы место жительства (54,4%) и тех, кто, возможно, переехал бы в другой город (32,1%). Эта полученная информация стала бы предметом анализа у специалистов-практиков, и тех, кто занимается проблемами мотивации населения. Но ретроспективный анализ показывает, что не все здесь так плохо. Когда в беседах звучат предложения о поддержке, о привилегиях за непрерывный труд, о других моральных и материальных стимулах, то исчезает напрочь злоба, сожаление, уходят в неизвестность мелкие обиды и житейское непонимание сложившихся обстоятельств. Это тоже отдельная тема исследования. Ее разрабатывать должны психологи, ибо только они в силу своих качеств и преимуществ смогут не только разбираться в сложностях данной проблемы, но и по ходу реализации практической программы будут убирать все замечания, недоработки, и подчеркиваю, тактично решать проблемы закрепления населения.
Наконец, наши федеральные руководители помпезно заявляют, что миграция с районов Дальнего Востока намного стала меньше или даже снизилась. При этом не приводится никаких статистических данных. Нет даже комментария специалистов. Между тем, по нашим данным, а мы собираем и производим анализ полученных научных материалов, решение проблемы оттока населения еще не завершено. Мы столкнулись с ползучим скрытным «шагреневым» пятном, которые может увеличиваться, при соответствующих условиях, в размерах или уменьшаться. И с известной смелостью можно констатировать, что тяжелая борьба с миграционными пятнами продолжается. И победа, к сожалению, не за местными чиновниками. Более того, как гласит мудрая народная поговорка: сколько ни говори «халва», во рту слаще не станет.
Программные установки партии «ЯБЛОКО» нацелены на сохранение человеческого потенциала российских регионов, восстановление и развитие экономики. Можно привести только как образец программу Григория Алексеевича Явлинского «Земля – Дома – Дороги», но власть этих предложений не видит, но мне представляется, на примере Дальнего Востока, просто не хочет видеть!