27 мая - первый день единого государственного экзамена. И прежде всего я хочу пожелать удачи всем тем, кто сдавал и сдает сейчас экзамены, а также стойкости духа их родителям!
Искренне надеюсь, что в этом году мы избежим общеизвестных нарушений в процедуре проведения ЕГЭ прошлых лет:
— ЕГЭ-туризм;
— нарушение правил приема экзаменов: когда для всех правила одни, а для кого-то есть исключения
Но вместе с тем хочу обратить внимание не только на практические нарушения, но и на концептуальные проблемы, связанные с ЕГЭ. И нам, видимо, предстоит еще немало сделать для того, чтобы единый государственный экзамен стал действительно логичным завершением школьного образования и актуальным вступительным экзаменом одновременно.
Если мы посмотрим на проблему качества среднего образования, то увидим, что, по сути, школа не готовит выпускника для поступления в вуз.
Отсюда такой разрыв между основной школой и, скажем, последним годом обучения – натаскиванием к ЕГЭ. Поэтому приравнивание выпускных школьных экзаменов к вступительным в вуз в этой системе влечет за собой большое количество просто неудовлетворительных оценок.
На наш взгляд, одним из способов разрешения такой ситуации может стать разделение выпускных и вступительных оценок. При этом, конечно, необходимо сохранить единый государственный экзамен как вступительное испытание в вуз, доступное для каждого, в любом селе, деревне, а школьные итоговые оценки можно выводить из текущих за год, не дублируя нагрузку.
В этом случае ЕГЭ не станет преградой для выпускников школы, не желающих поступать в вуз, но надеющихся, при этом, получить аттестат зрелости.
Другой важной реформой Единого государственного экзамена могло бы стать создание легально доступного банка заданий. Как, например, помните, раньше были тексты для изложений или задания к выпускным по математике. Это позволило бы избежать потенциальных ошибок в самих заданиях – стало бы формой общественного контроля, и дало бы намного больше шансов самым усидчивым уверенней чувствовать себя на экзамене.
И давайте посмотрим с другой стороны.
Одно из главных достоинств ЕГЭ – его повсеместность и возможность дистанционно подать заявление в любой вуз страны.
Но и это достоинство постепенно сводится на нет, заставляя современных Ломоносовых все-таки сдавать вступительные экзамены в определенные вузы страны, при том очно. Таким образом, ЕГЭ перестает быть полностью вступительным экзаменом, и его главное достоинство в этом смысле теряется.
Мы понимаем, почему ведущие вузы страны настаивают на собственных дополнительных вступительных испытаниях. Но когда ежегодно Правительством по представлению Минобрнауки и Рособрнадзора определяется реестр университетов, которые могут назначать дополнительные испытания (а в 2016 году – это 4 вуза), то, к сожалению, теряется всякий смысл Единого государственного экзамена, который во многих случаях становится и недовыпускным и недовступительным.
Как мы видим, необходимо предпринять еще достаточно большое количество мер, чтобы ЕГЭ действительно стал и выпускным и вступительным экзаменом, которому, главное, доверяют школьники, родители и вузы. Но даже этих мер недостаточно без системных изменений в сфере региональных различий, борьбы с коррупцией, равенства закона для всех.