Как только на Хованском кладбище в Москве произошло побоище между мигрантами и бандитами у нас возникло подозрение, что без вездесущей московской коррупции дело не обошлось. Подозрения оказались правдой.
Похоже, что нити ведут всё к тому же чиновнику, который зачищает малый бизнес и организует коррупционные московские фестивали ‒ руководителю департамента торговли и услуг Москвы Алексею Немерюку.
Организатор зачисток малого бизнеса, фиктивных тендеров по украшению города и мастер кладбищенского дела Алексей Немерюк ‒ верно служит своему хозяину
Для ясности, о ком идёт речь: именно ведомство Немерюка отвечало за незаконный снос ларьков в Москве. Он же стоит во главе организации московских фестивалей. На них за пару лет больше миллиарда заработала фирма, связанная с дочкой депутата Мосгордумы от Единой России Герасимова и подчинённой Немерюку чиновницей Сухотиной.
Теперь оказывается, что и похоронное дело, которое курирует Немерюк, опутано коррупцией и откровенным криминалом. Интересные совпадения получаются.
Историю с “Хованским побоищем” намеренно пытаются слить, пеняя на тему мигрантов и национальностей. Ищут виновных где угодно, только не во власти. Но дело не в этнических группировках, а в коррупции. Наш Центр антикоррупционной политики провёл свой анализ дела и вот, что удалось выяснить.
Похоронная выгода
Для некоторых похороны ‒ выгодный бизнес. Рынок похоронных услуг Москвы оценивается от 8,5 до 10 миллиардов рублей в год при этом ниша стремительно монополизируется государственной структурой ГБУ “Ритуал”. Сейчас это учреждение управляет 136 кладбищами столицы и оказывает разные похоронные услуги от транспортировки покойников до захоронения тела. Подчиняется ГБУ “Ритуал” департаменту торговли и услуг Москвы во главе с уже упомянутым Алексеем Немерюком.
Цена одного места для семейного захоронения доходит до 4 миллионов.
Подозреваем, что именно этот источник доходов выступает главной коррупционной кормушкой. Не желая платить миллионы за 3 с половиной квадратных метра, люди платят меньше, но в карман чиновников.
По сети курсирует открытое письмо бывших сотрудников ГБУ “Ритуал”. Если убрать в сторону эмоции и личное отношение анонимных авторов, многие данные, включая фирмы-подрядчики сходятся. А ведь среди прочего там говорится о том, что Немерюк и его заместитель лично решают, отдавать ли дорогостоящие места на кладбищах или нет. За что якобы и получают солидные взятки.
Другой источник ‒ поборы с мигрантов и окружающих кладбища фирм. Вот здесь и нашёлся повод для криминальной разборки.
Причины побоища
Версия московских властей ‒ конфликт состоялся из-за того, что мигранты что-то не поделили и “процветает теневой рынок”. В худшем случае виновато руководство кладбища.
Моя версия: руководство одного из кладбищ в ведении ГБУ “Ритуал” решило надавить на обложенных данью мигрантов, чтобы эту дань увеличить. А для этого пригласило знакомых бандитов.
В криминальной стычке за передел Хованского кладбища погибли люди. Стрелочников уже нашли, но контролирующих их чиновников пока никто не трогает
Уже есть подтверждения от самих работников кладбища, что руководство увеличило поборы до 40 тысяч с каждого таджика за разрешение работать. Вот и представитель МВД Маркин вторит моей версии и признаёт, что начальник кладбища собирал дань с мигрантов.
Могли не знать о таком беспределе в руководстве ГБУ “Ритуал”? Нет, не могли. Начальник кладбища - фигура жёстко подконтрольная начальству. Именно потому что там крутятся большие деньги, руководство “Ритуала” должно быть в курсе дел.
Работа “Ритуала” как и большинства других учреждений организована так, что всё решается в приказном порядке сверху. Возьмём тендеры на охрану кладбищ и зданий “Ритуала”.
За полгода таких тендеров проведено 26, из них в 24 победила одна и та же фирма, даже если предлагала цену выше, чем у конкурентов ‒ ЧОП "Кодекс ЩИТ". Фирма зарегистрирована по массовому адресу (126 компаний), а её телефоны совпадают с телефонами других участников этих конкурсов.
В результате практически все кладбища, включая Хованское, охраняются одним ЧОП-ом.
“Кодекс ЩИТ” входит в группу компаний “Кодекс”, которой, по некоторым данным, управляют бывшие силовики. Руководитель ГБУ “Ритуал” также бывший силовик ‒ он работал в сфере противодействия коррупции в МВД и курировал те же кладбища. А теперь руководит ими.
Бывший полицейский сначала проверял кладбища, а теперь руководит ими
Территория вокруг охраняемого кладбища, которым управляет государственная структура, не могла просто так превратиться в арену побоища. Все, начиная от кладбищенских работников, заканчивая самыми верхами в мэрии могли и должны были знать, что происходит.
Деятельность “Ритуала” и раньше становилась объектом внимания правоохранительных органов, о чём даже сообщали провластные СМИ. Разумеется, без всяких имён руководства, виноваты только стрелочники. На этот раз отвертеться будет сложнее.
То, что у “Ритуала” последние годы меняется руководство объясняет происходящий передел сфер влияния на фоне падающего спроса на ритуальные услуги. А тем временем системная проблема решается только на бумаге.
Умершая реформа
С 2012 года была объявлена реформа, по которой ГУП “Ритуал” было решено освободить от “несвойственных функций”: сооружения памятников, продажи ритуальных принадлежностей, транспортных услуг и т. д. К 2015 году унитарное предприятие “Ритуал” было преобразовано в бюджетное учреждение, а функция продажи семейных захоронений отдана самому департаменту торговли и услуг. Таким “лакомым” куском лучше распоряжаться самим.
За этим исключением круг задач “Ритуала” мало изменился. Наоборот, даже стоит вопрос передачи этому ГБУ моргов, чтобы закрепить всю сферу за одним “Ритуалом”. Видимо, реформа и состояла в том, чтобы на деле как можно больше монополизировать сферу ритуальных услуг за ГБУ “Ритуал”.
Спустя 4 года после начала “реформ” Немерюк признаёт: процветает “теневой рынок” похоронных услуг объёмом 3 миллиарда рублей. По его логике получается, что всё, что не ГБУ “Ритуал” ‒ это теневой рынок. То есть, сам признался, что не справился с задачей, которую ставил.
Но мы давно подозреваем, что такой задачи и не было: кампания по созданию ГБУ во всех сферах услуг нужна для захвата рынка. Частный бизнес выдавливают, например, из сферы ЖКХ или конкретно озеленения улиц. Все финансовые потоки ставятся под контроль чиновников с целью увеличить незаконную ренту и проводить политику госкапитализма.
К слову, наличие фирм, предлагающих изготовление памятников и “чёрных агентов”, на которых сетуют московские власти, не мешает “Ритуалу” самому устанавливать памятники и торговать белыми тапочками.
Вот Немерюк оправдывается по принципу, “если виноват, то нужно возглавить толпу обвинителей”. Среди прочего он заявляет, что “ГБУ занимается только содержанием кладбища и охраной его территории”.
Прямая цитата Немерюка из интервью
Заходим на сайт ГБУ “Ритуал” и что видим? Врёт Немерюк и не краснеет.
Пример, чем торгует ГБУ “Ритуал”. А ещё подушками, венками, и даже фурнитурой к гробам
Получается, что ГБУ “Ритуал” прямо конкурирует с фирмами, которые окружают кладбищенский бизнес. Отсюда и возможные конфликты, и силовое их разрешение.
Некоторые инициативы, которые сейчас спешно озвучивают московские власти, напоминают пословицу “на воре и шапка горит”. Например, реформировать федеральное законодательство. То есть, федералы во всём виноваты!
Недаром, как говорилось, вся продажа элитных мест на кладбищах передана в прямое ведение департамента. Обвинения к Екимову и Немерюку предъявляются серьёзные, их давно должна была проверить прокуратура. Теперь проверит по моему заявлению. Направил обращение на имя прокурора Москвы, посмотрим, закроет глаза на все эти факты или нет.
За последнее время московская коррупция послала нам три кошмарных привета: уродливые инсталляции на фестивале “Московская весна”, гибель животных в приюте “Эко-Вешняки”, а теперь и побоищем на Хованском кладбище. Будем дожидаться новых фарсов и трагедий или всё-таки навёдём в городе порядок?