Участвовал 9 мая в возложении цветов, организованном партией "Яблоко" на Преображенском кладбище. На мой взгляд, предельно правильное мероприятие для 9 мая - СКОРБНОЕ. Именно в такой тональности должно быть большинство мероприятий в этот день.
Чтобы не быть заподозренным в том, что как решил от “Яблока” выдвигаться – внезапно понравилось все “яблочное”, опять процитирую себя же от 02.04.2014. (Это из того же цикла статей/лекций о ключевых проблемах и возможных путях их решения. Кстати, не потерявших актуальности. На что ссылаюсь здесь http://dm-nekrasov.livejournal.com/15987.html, оттуда при желании можно все прочитать).
Текст от 04.04.2014:
“Одним из примеров необходимого стране символического управления является работа с таким артефактом, как «празднование 9 мая», в состав которого входит парад на Красной площади, массовая демонстрация военных фильмов по всем каналам, ленточки на машинах и разнообразные патриотические мероприятия.
Интересна история празднования этой даты – чем больше времени проходит после войны и чем меньше непосредственных участников сражений, тем больше пафоса, милитаризации и великодержавного шовинизма. Если кто не знает – впервые после 1945 года парад в честь 9 мая провели лишь в 1965 году при Брежневе. Тогда же был первый всплеск по производству фильмов, установке памятников и массовой пропагандистской работе по созданию «великого мифа о победе».
Следующий парад Победы на Красной площади был 1985-ом, затем парады проводили раз в пять лет. После 1995 года начали проводить ежегодно, а с 2008-го стали использовать военную технику и авиацию. В то же время (конец 2000-х) предшествующие 9 мая дни стали превращаться в марафон военных фильмов и ура-патриотических мероприятий, георгиевских ленточек и салютов. Нигде в мире, кроме, может быть, Северной Кореи, военный парад (даже если проводится) не становится таким событием федерального масштаба.
Воспитание патриотизма – это, в принципе, неплохо, а историческая память – так вообще замечательно. Весь вопрос лишь в морально-стилистическом акценте. В аналогичных праздниках 8 мая или 11 ноября в развитых странах ключевой акцент делается скорее на «скорбь по погибшим», а в России – это «гордость победой».
А это имеет целый набор последствий. Можно воспринимать историю войны так: «было непростое время, куча народа погибла, надо не дать такому повториться», а можно так: «были наши, были враги, и мы им показали». Это очень глубинная культурная матрица, и она проецируется на многие сферы жизни. Уровень агрессии выше, а уровень терпимости ниже. Значение военной силы гиперболизируется: «ладно мы живем хреново, но зато можем им задать», «сила важнее благополучия» и так далее. Я уже не говорю о том, что весь комплекс великодержавного шовинизма в головах миллионов ежегодно получает от этого мероприятия мощнейшую подпитку.
Что можно было бы сделать в логике управления символами: прекратить парады (хотя бы, для начала, проводить только по круглым датам), снизить количество лубочных фильмов и других пропагандистских материалов, увеличить долю реалистичных фильмов без дихотомии свои–враги, изменить стилистику торжественных мероприятий на траурную, и так далее. Все очень постепенно. Никаких пересмотров господствующих у нас исторических представлений. Крайнее уважение к ветеранам и т.д. Плавно, постепенно, лет за 15–20, все это можно, по крайней мере частично, демонтировать. Тут надо, конечно, не только 9 мая заниматься - я просто дал это как наиболее яркий пример возможного управления символами”.