В истории почти каждой страны есть страницы, к которым трудно отнестись объективно, которые невозможно и нельзя просто перевернуть и забыть. У нас таких страниц немало. 23 февраля 1944 года началась депортация чеченцев и ингушей, в ходе которой с родных земель в Среднюю Азию было выселено около полумиллиона человек. Эта трагедия народов выделяется даже на фоне других тяжелейших событий нашей истории в 20 веке.
Возвращаться к воспоминаниям об этом очень трудно, но необходимо. Тема репрессий, не изученная в должной степени, так и осталась непонятой общественным сознанием и постепенно вытесняется на обочину народной памяти. Мы не то чтобы простили сталинскому режиму его преступления или забыли о них – мы помещаем их в рамку, предложенную сегодняшним днем. «Заинтересованные лица» говорят об «эффективном менеджере» или «исторической необходимости», о том, что ради спасения государства можно было пожертвовать как отдельным человеком, так и целыми народами.
В легкости, с которой многие относятся к тем событиям, часто находя им оправдание, – риск повторения подобных трагедий. Мы уже видим это в нашем обществе: в ожесточенности сознания, в агрессии, в обвинении других в своих неудачах, в нежелании ценить жизнь, свою или чужую.
Я уверен, что в каждой чеченской и ингушской семье, в каждой семье, где кто-то погиб, был выслан, репрессирован, всё помнят и скорбят по сей день. Такие семейные истории не могут раствориться, исчезнуть, не могут покрыться навязанным беспамятством, не могут быть проданы ради сегодняшних выгод.
Будет ли жить память о трагедии чеченского и ингушского народов, зависит от внутреннего выбора каждого человека в России. Те, кто погиб в тяжелейшей дороге, замерз в холодной степи или смог вернуться потом в родные места, так или иначе приняли свою участь. Те, кто забывает сегодня их страдания, второй раз обрекают их на изгнание. На сей раз из истории и памяти народа.
Вечная память всем жертвам депортации, начавшейся 72 года назад, 23 февраля 1944 года.