Как это часто бывает с Алексеем Алексеевичем, опубликованная в его блоге информация о голосовании Госдумы в августе 1999-го по утверждению Путина премьер-министром, лукавая и не очень дружит с действительностью.
Ниже представлена таблица голосования (в %):
Позицию фракции ЯБЛОКО в своем выступлении перед Госдумой 16 августа 1999 года изложил Григорий Явлинский (фрагмент выступления):
"...Нам представлен кандидат на должность премьер-министра, но у нас нет предмета обсуждения. У нас нет программы, нет выработанной позиции, нет разработанных принципов. У нас нет даже партнера, с которым мы могли бы вести дискуссию о том, какие гарантии обещает та или иная политическая сила или партия в том случае, если будет проголосован этот премьер-министр. У нас ничего этого нет...
Значительная часть депутатов фракции ЯБЛОКО не проголосует за кандидатуру Владимира Владимировича Степашина.... Ну, я думаю, что моя оговорка вам вполне понятна, я, в общем-то, не удивляюсь этому. Значительная часть фракции ЯБЛОКО не проголосует за кандидатуру Владимира Владимировича Путина.
Во-первых, у нас вызывает глубокое отторжение и несогласие тот стиль, которым Президент пользуется при его назначении. Мы считаем такие решения издевательскими по отношению и к людям, и к стране, и к власти. И мы не можем действовать в соответствии с такими подходами и методами работы. Мы также не считаем правильным, что нашу страну возглавляют и, кроме того, могут участвовать и в президентских выборах, люди, которые работали в советских секретных спецслужбах. Мы считаем, что управление страной - дело гражданское и спецслужбы должны контролироваться также гражданскими лицами..."
В результате "за" утверждение кандидатуры Путина проголосовало менее половины депутатов фракции.
Григорий Явлинский голосовал "за". История о том, почему он это сделал, широко известна. Будет не лишнем ее напомнить Алексею Алексеевичу.
Накануне голосования по утверждению Путина премьером, в ходе обсуждения позиции фракции, Явлинский рассказал коллегам о том, что в 1998 году премьер-министр Примаков поручил руководителю ФСБ Путину установить прослушку и слежку за ним, но тот отказался. Просьба премьера была связана с тем, что Явлинский критиковал Примакова за коррупцию в его правительстве. По словам Явлинского, было бы неправильно оставить без внимания и ответа этот беспрецедентный случай. Именно на этом основании он просил фракцию разрешить ему самому и другим пожелавшим депутатам "Яблока" голосовать "за", при том, что это не будет позицией фракции.
Эту историю через много лет обнародовала дочь Бориса Ельцина Татьяна Юмашева:
"...Так случилось, что очень быстро Евгений Максимович Примаков, не так давно утвержденный Думой премьер-министр, сильно невзлюбил директора ФСБ Владимира Владимировича Путина. Конфликт начался со странной истории. Е Примаков вызвал в Белый дом директора ФСБ В.Путина. Поговорили о текущем моменте, о каких-то проблемах, ну, в общем, о чем премьер и директор ФСБ обычно беседуют. И в конце Евгений Максимович неожиданно попросил организовать прослушку лидера ЯБЛОКА Григория Явлинского. Владимир Владимирович сильно удивился. И сказал, что это недопустимо. Явлинский - лидер крупной депутатской фракции в Думе, политический деятель. Втягивать ФСБ в политическую слежку - это неправильно, вредно, а главное - незаконно. И неважно, кто его будет просить об этом, премьер или президент, он этого делать не будет. И он готов уйти со своего поста, если кто-то считает его позицию неприемлемой.
В.Путин после этого разговора приехал к главе администрации В.Юмашеву и рассказал об этом. А потом на ближайшей встрече с президентом, он доложил свою позицию папе, повторил, что прослушивать Явлинского считает недопустимым. Папа выслушал, возмутился, сказал, что Путин был прав. И история на этом вроде бы забылась..."
Тогда Явлинский сказал, что, несмотря на голосование по премьеру, он непременно будет бороться против Путина на президентских выборах, если тот будет в них участвовать.
На кампании Явлинский активно критиковал Владимира Путина и с самого начала отказался от сотрудничества с ним. Вот, например, что он говорил в интервью Андрею Пионтковскому за месяц до президентских выборов, в феврале 2000 года:
"...Я не намерен бороться за "хорошего" Путина. Я намерен бороться с Путиным за пост президента России. Я буду бороться против человека, в полгода правления которого произошла самая грязная и отвратительная избирательная кампания в истории России. Именно при Путине антитеррористическая операция переросла в тотальную войну с огромным количеством жертв. Именно при Путине сформировался открытый союз Кремля, коммунистов и националистов. Именно при Путине началось наступление на свободу прессы..."
Он уже тогда понимал, что из себя представляет Путин. Вот как он характеризовал будущего президента за две недели до выборов, 12 марта 2000 года, в интервью Радио Свобода:
"Инна Рук: Получается, что ваш главный противник Зюганов, а не Путин?
Григорий Явлинский: Получается, что мой главный противник - Путин, потому что разницы между Путиным и Зюгановым лично я не наблюдаю. ...потому что Зюганов открытый коммунист, а Путин - скрытый коммунист. Только такая между ними разница".
За последние годы Григорий Явлинский своей позиции не поменял.
А отвечая на вопрос Алексея Алексеевича о том, как либералы помогут Путину, приходится признать: так помочь, как Венедиктов и "Эхо", не сможет никто.