Год назад, в январе 2015 года, миллионы людей в России узнали, что по решению акционерного общества «Российские железные дороги» с февраля по всей стране отменяются как нерентабельные сотни маршрутов пригородных пассажирских поездов – и на тепловой, и на электрической тяге. Причиной отмены было названо непоступление пригородным пассажирским компаниям (дочерним предприятиям РЖД) ожидаемых средств из бюджетов – как федерального, так и региональных. Случился огромный скандал, дело дошло до обсуждения на совещании у Путина, который с большим удивлением узнал, что утвержденная им лично несколькими годами ранее концепция развития железнодорожного сообщения в РФ привела к такому печальному результату.
Так или иначе, часть (далеко не все, а только отменённые с 1 февраля 2015 года) маршрутов восстановили, причем позже многие из них всё равно пали жертвой «оптимизации». Народ в очередной раз возмутился и смирился. Власть, как известно в России, от бога, и РЖД от бога, и все знают имя этого бога.
Надо же было такому случиться, чтобы ровно год спустя в другом государстве общество и пресса стали обсуждать проблему поездки на поезде одного человека. Девочки, которой необходимо ездить из дома в школу и обратно. Это произошло в Японии.
Китайский телеканал CCTVNews сообщил, что станцию Ками-Ширатаки в округе Охотск на севере острова Хоккайдо должны были закрыть ещё три года назад – там почти не осталось жителей, и грузовые составы перестали ходить в этот район.
Но затем в Японских железных дорогах узнали о единственной пассажирке-школьнице, которая нуждается в этой станции, – и с тех пор каждый день около семи утра по уникальному расписанию, составленному ради одного человека, поезд забирал девочку с платформы и увозил в посёлок, где находится школа. Вечером в начале шестого поезд возвращал её обратно.
Зимой платформу очищали от снега, летом поросший травой полустанок чинили и поддерживали в рабочем состоянии. Как сообщает CCTV, в особом предписании руководства компании говорилось, что станция будет работать до тех пор, пока девочка не закончит школу, что состоится в наступившем 2016 году. Теперь девушка сдала экзамены и поступила в университет. Сообщается, что после 26 марта на станции Ками-Ширатаки перестанут останавливаться поезда.
Процесс закрытия железнодорожных линий происходит не только в России. Японии он тоже знаком. В северной части Хоккайдо за последние десятилетия закрыты уже около 20 железнодорожных линий. Это вызвано запустением деревень в сельской местности, которая сильно страдает от сокращения числа жителей.
Но вот выяснилось, что если поезд не будет останавливаться на станции Ками-Ширатаки, у японской девочки будут трудности с посещением школы. И поезд стал останавливаться.
История вызвала большой общественный резонанс, причем в России – едва ли не больший, чем в Японии. Уж мы-то знаем, что ради одного ребенка у нас не только поезд не остановится – и школы не будет. Десятки тысяч людей только в Псковской области не могут вот уже пять лет полноценно пользоваться пригородным железнодорожным сообщением, и ничего. Никто не собирается приводить его в порядок. Сельские школы с десятками детей хладнокровно «оптимизируют» (предварительно «филиализовав», это новая технология), невзирая на то, что нормального транспортного сообщения с районным центром, где только и остаются (за редкими исключениями) средние школы, нет – и никто не будет его организовывать.
Ставшая широко известной японская железнодорожная история имела продолжение (точнее, уточнение). Спустя два дня, 9 января 2016 года, Тайваньская Taiwan Apple Daily сообщила, что ситуация была несколько романтизирована: в школу девочка ездит не со своей, а с соседней железнодорожной станции Киу-Ширатаки вместе с ещё более чем 10 учениками, каждый день в 7.15 утра, и это действительно единственный утренний поезд. На обратном же пути дети могут выбрать один поезд из трех возможных, последний из которых идет в 7.25 вечера, то есть заведомо после занятий.
Прояснившиеся детали радуют, конечно, что девушка – не последняя ученица в своей округе, и японским пригородным поездам есть ещё кого возить из дома в школу и обратно на острове Хоккайдо.
Но вернёмся в Россию. В Россию, которая выиграла у Японии войну в 1945 году, как и у Германии. А Япония между тем до сих пор не подписала с РФ (как и ранее с СССР) мирный договор, так как не признает захват военными победителями в 1945 году островов Итуруп, Кунашир, Шикотан и группы островов Хабомаи. Япония считает эти территории своими и намерена их благоустроить. И уверена, что это у неё получится. СССР и РФ острова не отдают.
Между тем школьников из деревень до школы в проигравшей войну Японии поезда возят. А в победившей в той войне России – нет.
Но это почему-то не вызывает возмущения у российских властей. Они не считают, что это позор для державы-победительницы, не видят в этом государственного долга и не переживают за детей, у которых сначала отнимают школы, а потом предлагают вместо нормального транспорта пришкольные интернаты, строительство и оборудование которых стоит в каждом случае десятки миллионов рублей, не говоря уже о том, что вырванный из семейного круга на всю неделю ребенок рискует остаться без нормального родительского воспитания.
Что-то у нас не так с ценой Победы и её достижениями.
Девочка на острове Хоккайдо не думает о том, что Япония проиграла войну и поэтому она не может позволить себе доставлять детей в школу на поезде.
А дети в России хорошо знают, что Советский Союз победил (а Россия и продолжает побеждать) всех своих врагов. Но заставить поезд остановиться на полустанке только потому, что юному гражданину России на этом поезде удобно ездить из дома в школу и обратно домой, страна-победитель не может.
И это выглядит самым серьезным результатом России после завершения Второй мировой войны.