Чего я нашел и чего не нашел в Послании Президента Федеральному Собранию.
Текст Послания производит впечатление. Много в нем того, что вполне ожидалось: Турция, Сирия, терроризм, необходимость сохранения межнационального согласия.
Какие мысли докладам кажутся мне важными?
Во 1-х, о необходимости гармонии культур, языков, традиций, во взаимном уважении людей разных религий и национальностей. Мысль, вроде бы, не новая. Но в условиях противостояния и роста напряженности в обществе, это как- то многими забывается.
Во 2-х, о том, что закон должен быть гуманен к те, кто оступился. «Сегодня практически каждое второе уголовное дело, дошедшее до суда, связано с мелкими, незначительными преступлениями, а люди, в том числе совсем молодые, попадают в места лишения свободы, в тюрьму», - сказал Президент, а значит встречи СПЧ с Президентом не прошли бесследно. Современный российский закон (до 40 % арестантов в СИЗО привлечены к ответственности за нетяжкие преступления) этим не страдает.
В 3-х, о расширении подсудности уголовных дел суду с участием присяжных, правда с сокращением численности коллегии. Наше предложение было таким: по делам, где может быть назначено ПЛС, сохранить численности коллегии в 12 человек, а менее тяжким составам преступлений сократить коллегию до 7 человек.
В 4-х, о необходимости прекратить прессинг предпринимателей: из 200 тысяч уголовных дел обвинительными приговорами закончилось только 15 %; по остальным делам людей обобрали, после чего люди потеряли свой бизнес. Но обращение Президента к прокуратуре и следствию обратить на это внимание выглядит наивно: а то они об этом не знают. Предпринимателей, искусственно превращенных уголовников, я во время каждого похода в СИЗО встречаю по десятку. Но здесь нужны иные меры. Например, я бы наделил Уполномоченного по защите прав предпринимателя правом прекращения уголовных дел, и предусмотрел, что возмещение ущерба влечет прекращение дела.
В 5-х, Президент правильно обратил внимание на полномочия прокуратуры по осуществлению надзора за следствием, но, положив руку на сердце, должен признать – этих полномочий недостаточно, прокуратура в стране, где каждое правоохранительное ведомство, стремится превратиться в самостоятельное княжество, полномочия прокуратуры должны быть более сильными.
В 6-х, порадовали слова Президента о том, что наш сельхозэкспорт составил 20 млрд. долларов и превысил доход от экспорта вооружений. Правда, признаюсь, что я как- то наших экспортных продуктов не видел, если не считать пиво «Балтика» у наших коллег в Средней Азии.
В 7-х, очень близка мысль Президента о том, что национальная повестка нашей страны не должна зависеть ни от избирательных циклов, ни от конъюнктуры. Пока что этого добиться не удалось.
В 8-х, правильной является идея продлить программу материнского капитала. Но почему только на 2 года, неужели мы ожидаем, что через 2 года прирост населения будет достаточным и стабильным?
В 9-х, Президент обратил внимание на медицину, упомянув и о том, что в 2016 году медицина полностью переходит на страховой принцип, средняя продолжительность жизни возрастает до 71 года, а слияние поликлиник и больниц, а также ликвидация ФАПова на селе во многом производятся сикось-накось. Идея превратить российскую медицину в страховую представляется мне, мягко говоря, спорной. С учетом скачка смертности в 2015 году рост продолжительности жизни представляется мне сомнительным.
В 10-х, обнадеживают предложения Президента по поддержке НКО: и разработка программы поддержки НКО из малых населенных пунктов, и присвоение добросовестным НКО статуса «некоммерческая организация – исполнитель общественно-полезных услуг». Сказать, что третьему сектору сейчас особенно не сладко не могу - достается всем, - однако с уходом из России западных фондов около трети устойчивых и полезных для России НКО оказались без финансирования.
Чего в Послании я не нашел...
1) Рассуждения о необходимости борьбы с коррупцией не содержат главного вывода: имущество чиновника, происхождение которого чиновник не может объяснить, должно изыматься. И тогда не придется хвататься за голову: а где взять деньги на это, а как найти деньги на то.
2) Не прозвучала позиция Президента о том, в какой степени удалось реализовать уход от экономики, ориентированной на экспорт сырья. О том, что надо менять структуру экономики, Президент сказал, но о том, в какой степени это удалось сделать за прошедший год, умолчал.
3) Ничего не сказано о кризисе высшего образования, наступившего в стране благодаря слону в посудной лавке - министру образования.
4) Хорошо, конечно же, что специальные гранты будут предоставлены НКО из малых населенных пунктов и в этих населенных пунктах воскреснут ФАПы.
Однако спасение малых населенных пунктов – а эти пункты за редким исключением вымирают – не может быть реализовано за счет столь скромных мер. 5) Коснувшись судебных проблем, Президент ничего не сказал об исправлении судебной ошибки. Лет 15 исправить такую ошибку было очень и очень тяжело. Сейчас исправить ее практически невозможно.
6) Правильно отметив необходимость гармонии национальных культур, Президент не сделал следующего важного шага: не коснулся шагов, которые необходимо предпринять для того, чтобы малые народы не исчезли на протяжении жизни одного-двух поколений.
7) Не коснулся Президент и путей решения жилищной проблемы. Между тем, здесь особых достижений не видно.
8) Оказались вне фокуса внимания и проблемы оплаты ЖКУ и хап. (извините, кап.) ремонта.
9) Наверное многие ждали от Президента и предложений в сфере экологии. Но и они не прозвучали.
Возможно, имеет смысл поменять формат ежегодного послания Президента перед Федеральным Собранием:
- часть доклада посвятить тому, как реализованы директивы предыдущего доклада;
- публиковать статические приложения к Посланию, которые были бы его составной частью;
- публиковать в качестве составной части доклада перечень поручений Президента, вытекающих из доклада.