Как обычно, 1 февраля – в день рождения Бориса Ельцина, - в Сети сплошная ностальгия по «дедушке».
Начиная с цитирования его воспоминаний о назначении первым секретарем обкома КПСС и заканчивая вздохами «думал ли Борис Николаевич, что его преемник будет воевать с Украиной» (уничтожать выборы, душить свободные СМИ, делать своих друзей долларовыми миллиардерами, превращать Останкино в агитпроп – далее по списку)…
В общем, старая песня о главном: был хороший Ельцин, а потом пришел плохой Путин и все испортил.
Да, Борис Ельцин – политик, чьи заслуги многочисленны и неоспоримы.
Но столь же многочисленны и неоспоримы и его провалы.
Да, наверное, Ельцин не думал, что его преемник будет воевать с Украиной.
Но и мы в 1991-м, выбирая его президентом, в кошмарном сне не могли представить себе, что он начнет войну в Чечне, во время которой будут убиты десятки тысяч невинных людей.
Да, наверное, Ельцин не думал, что его преемник будет уничтожать выборы.
Но и мы в 1991-м в кошмарном сне не могли представить себе выборы 1996 года – когда гражданам показали, что сменить власть им не позволят (и, кстати, Останкино было превращено в точно такой же агитпроп, только место украинцев занимали те, кто не соглашался поддерживать Ельцина).
Да, наверное, Ельцин не думал, что его преемник сделает своих друзей долларовыми миллиардерами.
Но и мы в 1991-м в кошмарном сне не могли представить себе криминальную приватизацию, «залоговые аукционы» и фантастическое обогащение ельцинской номенклатуры по принципу «то, что раньше нагло забирал дракон, теперь в руках лучших людей города».
И уж точно в 1991-м мы и в кошмарном сне не могли представить себе, что своим преемником Ельцин сделает подполковника КГБ…
Политиков оценивают не по тому, с чего они начинали.
Политиков оценивают по тому, какое они оставили после себя наследство.
Наследство Ельцина – это демократические ценности, дискредитированные в глазах миллионов людей.
Наследство Ельцина – это слова "реформы" и "демократия", ставшие ругательствами.
Наследство Ельцина – это самодержавная «вертикаль» и криминально-олигархическая политическая система.
Наследство Ельцина – это разрушенный парламентаризм и всевластие чиновников.
И главное наследство Ельцина – это Путин. Которого, как радостно заявил как-то Валентин Юмашев, Ельцин считал "своим политическим сыном".
Что же, сын уверенно продолжил дело отца.
И сегодня, когда Россия ведет необъявленную войну, на которой гибнут ее граждане и граждане Украины, когда Россия превращается в страну-изгоя, когда в два с половиной раза рухнула национальная валюта, когда у десятков миллионов граждан разрушены их планы и надежды на будущее, когда телевидение превращено в ядовитый агитпроп, и когда «народ войны» (замечательная метафора моего друга и коллеги Льва Шлосберга), счастливый от ненависти, преобладает над «народом мира» - надо ясно понимать: менять надо не просто Путина, а построенную им систему.
Систему, при которой общество лишено влияния на государство.
Систему, при которой слишком многое зависит от желаний одного человека, а сам он при этом избавлен от каких-либо сдержек и противовесов.
И надо помнить, что основы этой Системы заложил Ельцин.