(Международный день борьбы с коррупцией отмечается
ежегодно 9 декабря начиная с 2004 года. Провозглашен
Генеральной Ассамблеей ООН
(резолюция № A/RES/58/4 от 21 ноября2003 года).
В этот день в 2003 году в Мексике была открыта
для подписания Конвенция ООН против коррупции).
Несмотря на шумную риторику властей и общественно-политических деятелей разного пошиба, в России данный день проходит незаметно. В отличие от многих стран в России в этот день не проходят митинги, шествия, публичные семинары и лекции на тему коррупции. Очевидно, не все власть предержащие заинтересованы в реальной популяризации этой непростой темы. Сегодня, по истечении ряда лет с момента провозглашения борьбы с коррупцией (по-моему, Медведевым Д.А. в бытность его президентом) многое прояснилось и стало понятным, кто и с какой целью разогнал волну «антикоррупционной» вакханалии.
Это действительно вакханалия, без здравого смысла и видимой логики.
Получился ремейк известного произведения Л. Кэрролла «Алиса в Зазеркалье» – с экранов и обложек снисходит благодать скорого наведения порядка, прекращения воровства и мздоимства, устранения одиозных личностей с почерневшей репутацией, а заглянешь с обратной стороны – всё наоборот: эти же одиозные личности возглавили «борьбу с коррупцией», повысили размер взяток, откатов, поборов, живут припеваючи, насаждают свою криминальную идеологию и ещё больше топчут народ.
И объясняется все просто – крылатой фразой того же Л. Кэрролла: «Просто мы с тобой живем по разные стороны».
Более трети россиян уверены, что справиться с проблемой коррупции в России невозможно, подсчитали в «Левада-Центре». Основная форма коррупции в России, по мнению 45% респондентов, – это взяточничество. Каждый третий (33%) говорит о распространенности «блата», 31% указывает на «семейственность, кумовство».
В России проблема коррупции неискоренима. Коррупция – часть авторитарной власти, лишенной общественного контроля. Декларативно ветви власти разделены в Конституции, но по факту все подчинено исполнительной власти. Она сама себе задает правила поведения и нормы, сама контролирует свои действия. Люди это видят. Общественное мнение объективно констатирует установившееся положение дел: больше 80% населения говорят о полном разложении власти. При этом люди не видят шансов справиться с коррупцией и предпочитают давать взятки, потому что это единственный возможный способ для них решить свои проблемы.
Власть на разном уровне вымогает из населения дополнительную оплату собственных услуг. Чаще всего население сталкивается с коррупцией в ГИБДД, в системе здравоохранения, судах, прокуратуре и в сфере предоставления государственных услуг (выдача документов на жилье, получение разрешений на строительство, оформление сделок). Бюрократия принуждает население вступать с чиновниками в неформальные отношения.
Помимо коррупции<, россияне считают неискоренимыми несоблюдение законов, бюрократию, повсеместную некомпетентность рабочих кадров. Но все это разные следствия одной и той же проблемы – авторитарной системы управления страной(приведены данные из выводов исследований «Левада-Центр» 2014).
Одновременно стали известны выводы отчета экспертов ГРЕКО (Группа стран по борьбе с коррупцией Совета Европы) о выполнении Россией рекомендаций по совершенствованию законодательства по борьбе с коррупцией и финансированию партий и избирательных кампаний: из 21 рекомендации только 3 выполнены полностью.
Например, не были исполнены рекомендации ГРЕКО:
1) обеспечить криминализацию подкупа судей и судебных арбитров;
2) включить в законодательство такие понятия как «предложение», «обещание», «требование» и «принятие предложения или обещания» взятки;
3) обеспечить законодательно понятие взяточничества так, чтобы оно покрывало любое незаконное обогащение, в том числе получение нематериальной выгоды,
4) расширить действие антикоррупционных законов на третьих лиц, в пользу которых могло быть совершено коррупционное правонарушение, и сделать уголовно наказуемой торговлю влиянием и так далее.
Очень показательна другая часть отчета ГРЕКО, которая касается регулирования коррупции в партийном законодательстве.
В частности, эксперты отмечают, что регулирование финансирования избирательных кампаний не обеспечивает ясные и недвусмысленные правовые рамки. Не поставлен заслон для использования служебного положения участников избирательных кампаний и не обеспечена прозрачность финансирования общественных объединений без статуса юридического лица, которые заняты поддержкой политических партий (это об ОНФ?).
По мнению экспертов ГРЕКО, необходимо увеличить независимость выборных комиссий и вести более глубокий и активный мониторинг финансовых отчетов партий и избирательных штабов. ГРЕКО обращает внимание на сложность законодательства о партиях и выборах, в котором законы федерального уровня пересекаются с резолюциями, решениями ЦИК и банков.
Учитывая, что соответствующие рекомендации не выполнены, ГРЕКО предлагает России предоставить дополнительную информацию по выполнению рекомендаций до 31 декабря 2015 года (приведены данные из отчета экспертов ГРЕКО 2014).
Как говорится, ни добавить, ни убавить.
Стало ясно, что победить (или даже приструнить) коррупцию в условиях авторитарного политико-правового режима, нивелирования демократических процедур выборов, откровенного издевательства над институтами общественного контроля, общественного мнения невозможно.
Действительно, как можно победить коррупцию, если в стране не работают конституционные принципы верховенства и самоценности прав и свобод граждан, верховенства закона, равенства всех перед законом, сменяемости и выборности органов власти, а создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека, перестало быть основной задачей государства.
Эти принципы не работают, поскольку заморожены принципы федерализма, экономической и политической конкуренции, первопринадлежности власти её конституционному источнику – народу, то есть фундаментальные принципы демократического строя и республиканской формы политического правления.
Коррупция – это неизбежный итог слияния криминала и бюрократической номенклатуры, которая также в определенном смысле является криминалом, поскольку отрицает принципы законности и справедливости. В целом это круг людей, которые исповедуют свое превосходство над окружающими, основывая его на больших нечестных деньгах, насилии (в том числе психологическом и с применением средств массовой информации) и собственной круговой поруке (ворон ворону глаз не выклюет).
Как уже указывалось, система борьбы с коррупцией в России построена таким образом, что возглавляют эту борьбу видные представители коррупционных кругов.
Поэтому сама борьба с коррупцией в России – это показушная потешная видимость, игра.
Показушный «антикоррупционный» молох (в словарном значении: «беспощадная, ненасытная сила, требующая беспрестанных человеческих жертв») задавил миллионы государственных и муниципальных служащих, работников бюджетной сферы, государственных и муниципальных предприятий, и т.п., но он не затрагивает настоящий коррупционный криминал, людей, которые вошли в определенный коррупционный пул, стали неподсудны, поскольку они сами устанавливают правила, стандарты жизни общества.
Вся эта картина в полной мере спроецирована в Приморье. Диву даешься, кто же представляет здесь «элиту» общества.
Столичный градоначальник – совершил умышленное имущественное преступление (подделал записи в трудовой книжке, украл коммерческую фирму), освобожден от уголовной ответственности по истечении срока давности привлечения к уголовной ответственности (то есть преступление совершил, но государство простило – так уж оперативно сработали правоохранительные органы). Сейчас Игорь Сергеевич передает свой мошеннический образ мышления и жульнический стереотип поведения служащим администрации города и работникам муниципальных организаций.
Передает и персоналу городской думы тоже. Вот и спикер думы, Елена Валерьевна, поняла, что законность и правопорядок – это не для всех. Это для подчиненных, для народа, для населения, а она уже принадлежит к кругу «избранных» (не народом на выборах, конечно), «избранных» в смысле вошедших в криминально-коррупционный круг неподсудных и несменяемых. Подумаешь, нарушила федеральный закон при покупке себе машины за казенный счет. Ну, вынуждена была прокуратура формально отреагировать и подала в суд. Ну, признал суд факт незаконных действий спикера, Елены Валерьевны. Подумаешь!
Она же не в Германии живет, где только в связи с подозрением в плагиате при написании диссертации в отставку уходят федеральные министры. Да наплевать на стыд и совесть, да и на всех этих избирателей. Отряхнулась и вновь включилась в борьбу (нет, не с коррупцией) за места в медиарейтингах за казенный счет опять же. Мышление уже сформировано в нужном направлении – в криминальном русле.
Лидер фракции «Единая Россия» (в простонародье – «партии жуликов и воров») в Законодательном собрании, Сопчук Сергей Андреевич, совершил умышленное имущественное преступление (разбазарил казенные квартиры), но прокуратура не дает пока надлежащей уголовно-правовой оценки, также ссылаясь на давность событий. Нормально, теперь он передает свой криминальный опыт молодым депутатам Чемерису, Слепченко, Савчуку, Николаевой.
Понятно, что опыт-то у него посерьезней, чем у того же Чемериса, хотя последнему и приписывают видные роли в преступных сообществах. Но Чемерис с его показушной крутостью, повадками вымогателя периода 90-х, склонностью к хамству простоват, не дорос ещё до масштабного расхищения бюджетных средств.
Сергей же Андреевич, персонаж поковарнее, любит слыть интеллектуалом, давать многозначительные комментарии и интервью. Хотя даже в них сквозит его откровенный правовой нигилизм, пренебрежение к нормам права и морали.
Вот дает он интервью 12 ноября 2014 агентству «ПримаМедиа» и с ходу – о проблемах недостаточности лоббизма сельских территорий, о не равных «лоббистских» условиях. А что он имеет в виду под словом лоббизм? Вообще-то в законодательстве России такого понятия нет. В теории это понятие имеет негативный оттенок, как олицетворение неформального давления на органы власти в интересах отдельных корпоративных групп.
Скорее, это «оговорка по Фрейду» – внешнее проявление идеологических и психологических установок личности. Ну, склонен человек именно к неформальному лоббизму, к манипулированию, интригам, поэтому и пользуется двусмысленной терминологией: конечно для него важно лоббировать источник своего благополучия – приграничные районы с выходом на участки госграницы.
К слову, а почему раньше не отстаивал интересы сельских районов? Был же и главой района, и депутатом, и спикером, и первым вице-губернатором? Лоббировал что-то другое? Скорее, свои личные интересы. И сейчас успешно их лоббирует.
Вот опять дает комментарии к новому краевому закону о повышении транспортного налога: «Депутат Сергей Сопчук при обсуждении законопроекта на сессии сказал: «В данной ситуации поправки губернатора носят социальный характер (?!)». Это о поправках, которыми ранее заявленные ставки налога были немного уменьшены. А изначально кто вносил данный антинародный законопроект? С первичными высокими ставками? Губернатор? Законодательное собрание? А зачем вообще повышать ставки в нынешних условиях экономического кризиса для большинства населения? В чем смысл комментария Сергея Андреевича? Понравиться губернатору? Это пролоббировано!
А вспомнить эпопею с секвестрованием (попросту – обрезанием) местного самоуправления. Как Сергей Андреевич хотел предстать поборником основ самоуправления! Выступал, предлагал взвесить, подойти дифференцированно и т.п. Понятно же, что при прежней системе с его-то влиянием именно он контролировал глав районов (Октябрьского, Пограничного, Хорольского), а с ними и финансы. Теперь это прерогатива «сити-менеджеров», которые будут назначаться фактически губернатором, а Сергей Андреевич на вторые роли? Было что лоббировать! Не удалось, зато под занавес с удивлением опять слышим комментарии о полезности нововведений – надо же лизнуть губернатора. Кстати, обвинения Сергея Андреевича в криминальных операциях с квартирами опубликованы. Опровержений нет. Значит – преступник?
Почему тогда жена возглавляет районный суд? Или их ценность как у Твикс – в паре? Одному без другого сложновато? Надо же подходы к прокуратуре и т.п. иметь!
Обидно за порядочных депутатов и краевого спикера, которые вынуждены пожимать ему руку. Дальше, кто у нас ещё на властном небосклоне?
Вице-губернатор, отвечающий за здоровье жителей края, совершил умышленное преступление и даже был осужден, теперь передает свои знания и навыки государственным служащим администрации Приморского края.
Кто в общественных околовластных структурах? Из окружения губернатора «общественная активистка» Лазаренко Е.Н., судимая за мошенничество.
Кто возглавляет ключевые государственные предприятия края? Недавно назначена директором краевого государственного унитарного предприятия «Примтеплоэнерго» Алёна Григорьева. Ранее, будучи в должности заместителя директора ОАО «МРСК Сибири-Омскэнерго», была привлечена к уголовной ответственности за уклонение от уплаты налогов в размере 200 миллионов рублей и растрате 14 миллионов рублей. Была приговорена к условному сроку наказания. Забавно, что смягчающим обстоятельством суд назвал «высокий социальный статус» обвиняемой.
И так далее…
Риторический вопрос – как эти люди попали на «политический олимп» и как они будут бороться с коррупцией?
Зачем «рождена» гора нормативных актов о борьбе с коррупцией, которую, наверное, полностью никто не читал и не знает, включая целый отдел в краевой прокуратуре, если не исполняются простые нормы Уголовного и Уголовно-процессуального кодексов РФ о неотвратимости наказания за преступления, а кадровые политические механизмы вытаскивают наверх людей с криминальной репутацией?
Давайте признаем, нет в России никакой борьбы с коррупцией. То, что происходит – это ещё один способ давления и деморализации широких слоев трудящихся, живущих в основном на заработную плату (денежное содержание и т.п.), которых как овец стригут за глупые ошибки в так называемых антикоррупционных сведениях о доходах, имуществе и имущественных обязательствах (указал площадь своей «хрущевки» не точно, не указал точно сведения о пенсии или социальной выплате, не оформил до конца документы об отчуждении древней дачи или сгнившей машины, лодки и т.п.). Ну, так получи, коррупционер (!), по всей строгости закона: выговор, штраф, лишение премий. Хорошая дубина в руках столоначальников. Хорошее хлебное поле для надзорного органа. Трудозатрат минимум, ответственности нет, кругом все нарушители, всех можно наклонить.
Никто ещё не подсчитывал совершенно неэффективные расходы на эту пустую работу: сотни тысяч людей в рабочее время исписывают тонны бумаги в виде справок, сведений, отчетов, созданы многочисленные подразделения по борьбе с коррупцией во всех органах власти и подведомственных им организациях, регулярно проводятся внутри- и межведомственные мероприятия без определенных результатов и т.п.
А на фоне такой неистовой борьбы что мы имеем с расходованием бюджетных финансов? Многофункциональные центры по оказанию услуг населению, несмотря на властный шум и пиар, так и не заработали в полную силу, систему универсальных электронных карт не внедрили (вроде для людей хотели сделать и денег потрачено немало), землей многодетные семьи не обеспечили, сиротам жилье не дали, образование и здравоохранение практически становятся платными (получить качественную и доступную медицинскую помощь нельзя – коллегия Контрольно-счетной палаты Приморского края после соответствующей проверки Территориального фонда обязательного медицинского страхования по итогам 2013 года указала, что «главной проблемой Программы государственных гарантий бесплатной медицинской помощи является несбалансированность потребности в средствах на ее реализацию с имеющимися финансовыми ресурсами. Это приводит к снижению ее доступности для населения края и способствует увеличению числа случаев оказания медицинской помощи ненадлежащего качества или на платной основе. Утвержденная стоимость Программы государственных гарантий на 2013 год составила 20 915 800,0 тыс. рублей, которая по сравнению с 2012 годом увеличилась на 6 462 270,0 тыс. рублей, или в 1,4 раза, в то же время дефицит финансового обеспечения Программы государственных гарантий составляет 4 950 080,0 тыс. рублей»).
Кстати, недавно прозвучали комментарии о ситуации с обеспечением жильем детей-сирот в субъектах Дальневосточного федерального округа. В Приморском крае она катастрофичная. Например, в Магаданской области в списке на 2014 год состояло 145 детей-сирот, из них нуждающихся в жилье в 2014 году – 78 человек, в Камчатском крае – 330 человек, из них в 2014 году должны быть обеспечены жильем 167 человек, в Еврейской автономной области в список детей-сирот включены 613 человек. В Приморском крае в сводный список детей-сирот, имеющих право на обеспечение жилым помещением, по состоянию на 1 августа 2014 года включен 4741 (!!!) человек, из них 3077 совершеннолетних. На исполнении в департаменте образования и науки Приморского края находится 1721 судебное решение по обеспечению жильем детей-сирот. Это уже не Зазеркалье, это геноцид.
А какова в этом роль членов комитета по социальной политике краевого парламента: Чемериса, Сопчука, Слепченко?
Зато исправно расходуются безумные бюджетные деньги на так называемое «информационное сопровождение деятельности органов власти», то есть на самовосхваление и самолюбование чиновников и депутатов. Регулярно выделяются бюджетные (народные?) деньги на бесконечную достройку гостиниц «Хайятт», театра оперы и балета, пустопорожние «инвестиционные» проекты (например, ОАО «Корпорация развития Приморского края»), профессиональную хоккейную команду «Адмирал». Бесследно пропадают целые теплоходы-паромы, как в случае с «Георгом Отсом»! Пир во время чумы!
Понятно, что пока во власти заправляют «сергеи андреевичи» и «игори сергеевичи», состояние законности и правопорядка не улучшить.
Может быть, будет честнее прекратить расходы на потешные игры в борьбу с коррупцией, а хоть какую-то высвободившуюся сумму денег израсходовать на приобретение жилья детям-сиротам?
Я правильно мыслю, уважаемый Владимир Владимирович?..