22 октября в ТПП РФ прошло заседание комитетов по инвестиционной политике и промышленному развитию на тему: «Стимулирование инвестиций в импортозамещающие проекты как механизм повышения конкурентоспособности экономики и эффективной реализации политики импортозамещения». Острота темы обсуждения связана с западными (и российскими) санкциями, а также принятием в первом чтении 7 октября Госдумой законопроекта «О промышленной политике в РФ».
На моей памяти, как человека более 20 лет занимавшегося производственной деятельностью, это уже третье явление импортозамещения: первое – после распада СССР и превращения союзных республик в независимые государства; второе – после дефолта 1998 года; третье – сейчас. Учитывая возможный затяжной период действия санкций, государство и бизнес вынуждено серьезно озаботиться переходом от политики «Всё купим» (Герман Греф 10 лет назад) к политике «Произведем сами или по кооперации, если не дадут купить».
Крайне не однозначные комментарии законопроекта «О промышленной политике» в различных комитетах Госдумы: от позитивных до «…излишняя декларативность, противоречия с федеральными законами; главная задача законопроектом не решается» (заключение комитета по собственности) и «не содержит инструментов для реализации заявленных целей» (другой комитет). Что говорит либо о непонимании стоящих проблем, либо о нежелании серьезно к ним относиться. Эксперты настаивают на создании Совета по промышленной политике при Президенте РФ, а Главное правовое управление – против.
Вспомнили об удивлении ректора Академии Госслужбы Владимира Мау отсутствию роста инфляции в США и Евросоюзе после включения печатного станка. Председатель Комитета ТПП РФ по инвестиционной политике Антон Данилов-Данильян жестко ответил, что удивляются этому специалисты «старой школы», слушая которых наше правительство регулярно отдает большую часть напечатанных денег банкам, которые продают их на бирже и выводят за границу. Поэтому в реальный сектор у нас попадает не больше 20% денег. Результат – инфляция. На Западе же серьезно занимаются каналами эмиссии, направляя средства точечно на новые технологии, вкладывая в новые рынки, что не провоцирует роста инфляции.
Сегодняшняя российская статистика – это слабое звено. Она держится на классификаторах, которые не учитывают многопрофильность, поэтому нет отражения реального положения дел в промышленности. Нет данных, что может производить предприятие. Вообще нет баз данных. Только сейчас начинают составлять список компонентов по оборонной промышленности. По остальным отраслям - беда. Нет единой информационной системы по импортируемой предприятиями продукции, компонентам. Без этого невозможно целенаправленно проводить инвестиционные конкурсы на создание в России необходимых продуктов, в том числе приглашать иностранных поставщиков для участия в создании производств.
Достаточно оптимистично выступал представитель ОАО «Росэлектроника», рассказавший, что в запускаемых Россией спутниках более 8 тысяч компонентов иностранного производства, количество которых уже уменьшили до 4-х тысяч. Предполагается уменьшить их число до 860-ти. Создан Совет производителей, потребителей по радиоэлектронике, Экспертный совет, рабочие группы по качеству, по управлению цепочками поставок и др. Необходимо налаживать кооперационные связи, планировать, прогнозировать, создавать информационное обеспечение.
Говорилось и о важности создания региональных центров инжиниринга в сфере малого и среднего предпринимательства (МСП), позволяющие через экспресс аудит выявить «точки роста» и вписаться в партнерство с крупными компаниями.
Очень важным было выступление руководителя Института финансового развития бизнеса, который говорил о создании условий для финансирования импортозамещения. Для любого производителя, который занимается собственными научными разработками, внедрением и реализацией продукции, необходимо финансирование. Источников – 3: собственные средства, заемный капитал и господдержка. Для привлечения средств необходимы положительные показатели отчетности (рост выручки, прибыльность, платежеспособность). Но выручка компаний из-за НИОКР отрицательная (убытки). Это гарантия налоговых проверок. Банк отказывает в кредитах. Суть проблемы в том, что НИОКР – это не затраты, а актив, который надо капитализировать. Так убыток трансформируется в активы. Нематериальные активы должны увеличивать активы компании. По ряду причин мне, как предпринимателю, это не удалось своевременно сделать, хотя моя компания много лет занималась разработкой и внедрением новых продуктов на нашем рынке. Такие ситуации очень характерны для малых и средних компаний.
Организаторам заседания удалось пригласить к обсуждению представителей бизнеса, которые обратили внимание на болевые точки и дали конкретные предложения по запуску механизмов импортозамещения в отдельных отраслях. Поскольку в стране ситуация с твердыми бытовыми отходами (ТБО) критическая, то необходимо организовать воспроизводство аналогичных западным ( «Вействуд») технологических линий, способных перерабатывать до 2-х тонн в час, создавая десятки видов строительных материалов и ТНП. По теме запасных частей - в России способны восстанавливать лишь менее 5%, когда в США эта цифра составляет 38%, в Японии – 40%. Были приведены и другие примеры, во что стоит выгодно вкладывать деньги.
Сегодня практически только представители энергетического комплекса могут похвастаться отраслевым планом, готовым к реализации. Что до большинства отраслей – там ещё «конь не валялся». Какой закон «О промышленной политике» будет принят, трудно сказать, но если его примут в нынешнем состоянии, то будет лишь декларация поддержки, а если учтут все предлагаемые поправки, то, говорят, что он вообще не будет работать.
Закон должны принять только к Новому году.