Предлагаем вашему вниманию выступление кандидата в депутаты Мосгордумы по 7 округу Владимира Самошина на Московском урбанистическом международном форуме.
О крупных городах. Касательно Москвы, за которой я слежу с 1953 года, как в ней живу. Она, давно уже не развивается, а все больше перегружается второстепенностью. Москва не пригодна для полноценной жизни активного вменяемого человека. По всем параметрам, для всех возрастных категорий. Достаточно сказать, что в российской столице в 21 веке нет уличных общественных туалетов. Но зато слишком много отвлечений, ворующих жизнь москвича впустую. Каждый шаг или оборот колеса в Москве – это стресс, неудобство, неожиданность, опасная ситуация, с которой приходится считаться горожанину. Чтобы жить полноценно и творчески в Москве, мало быть образованным и состоятельным. Надо быть осторожным, хитрым, агрессивным чтобы не попасть в расставленные бытовые, финансовые, правовые и прочие ловушки. Надо знать сотни мудреных законов или держать при себе адвоката, чтобы давать отпор стражам порядка, чтобы не пойматься на удочку кредитования, чтобы бороться с лукавыми городскими чиновниками. А еще следить за калейдоскопом в торговле, здравоохранении, образовании, чтобы прокормить и защитить свою семью. Все строго по Дарвину: «единство и борьба противоположностей». Здесь свободней людей чувствуют себя лишь деньги, вот за ними и лезут в столицу.
О больших домах. В конце прошлого века академик Сосновский в результате селекции вывел на корм скоту необычное растение – борщевик. Такую 4-х метровую траву со стеблем толщиной в руку и едким соком. Борщевик упрямая скотина есть, почему-то, не стала. Но выпущенный на свет гигант сам распространился с опытной станции Подмосковья по всей территорией России. И никто теперь не знает толком, как с этой напастью бороться, не травя землю ядом. То же самое произошло и с большими домами в России. Правда, здесь поработал не один академик, а эволюция и целые институты. Типа Института экономики города.
Что же представляет собой сегодня многоквартирный дом, тиражированный на 99 % в Москве и на 80 % в других городах России?
Это дом - гибрид, «конгломерат», «борщевик в градостроении», если хотите, который производится уже самостоятельно. Благо среда для него создана идеальная: ему в этом помогает власть, строительное лобби и искаженное жилищное законодательство. Это дом, полученный в результате проведенной национализации доходных домов царской России, и непрекращающейся приватизации многоквартирных государственных домов Советской России.
Основными характерными признаками дома-борщевика являются:
1. Сложившаяся абракадабра в экономике объекта управления. Более странного коктейля и смешения форм собственности не придумать. Под одной крышей дома его создатели разместили частных собственников квартир и отдельных комнат, социальных и коммерческих нанимателей, собственников, арендаторов и субарендаторов нежилых помещений, домашних и даже диких животных. У каждого проживающего в доме свои экономические и жизненные интересы. Совместить их невозможно. Но мы пытаемся более 22 года!
2. Сложившийся смешанный социальный состав дома. Среди жителей дома существует сильная социальная неоднородность: наряду с состоятельными людьми квартиры приватизировали малоимущие, не способные содержать свою частную собственность. Но получающие государственную поддержку (субсидии и дотации) для сохранения своего частного имущества. Здесь же живут маргиналы, алкоголики, наркоманы, которых власть призывает к активному диалогу с нормальными соседями. Не получается.
3. Неэффективный и затратный объект управления. Из теории управления известно: чем больше субъектов управления на одном объекте, тем сложнее и дороже им управлять, тем сложнее найти единое решение. В лучшем случае приходится довольствоваться компромиссом или «давить инакомыслящих». А в Москве есть многоквартирные дома «о двадцати двух этажах» и «о двадцати подъездах». В таком доме искать согласие между тысячью совладельцев является делом пустым и глупым. А к ним примкнул еще и смутный посредник - управляющие компании.
4. Сложный, зависимый и небезопасный объект управления. Построенный в эпоху дефицита стройматериалов многоквартирный дом имеет низкую теплую защиту, требует больших эксплуатационных расходов. Современный городской дом жестко привязан сетями к центральным коммунальным источникам генерации. Он имеет только по одному вводу для подачи тепла, воды, электроэнергии и отвода канализации. Дом подобен больному в больничной палате и окутан системой трубок, разрыв даже одной из которых является для него критическим.
Многоквартирные дома в отношении их обслуживания – это капризный и болезненный ребенок, которому постоянно требуется дорогостоящий уход множества нянек. И много денег. Он небезопасен во время пожара, стихии.
5. Законодательная чехарда в жилищной политике. Выпущенные законы зачастую не работают, замечены в нелогичности, имеют правовые нестыковки. Например, в части регистрации общего долевого имущества многоквартирного дома ряд статей Гражданского кодекса противоречит положениям Жилищного кодекса. Люди чувствуют законодательные перекосы, поэтому и не оплачивают содержание мест общего пользования.
В результате вышесказанного дома-борщевики не управляемы. От отчаяния в Волгограде создали даже специальную коммунальную полицию, чтобы отслеживать и пресекать финансовые хищения в сфере ЖКХ. Но «городские борщевики» власть намерена активно создавать и в дальнейшем. По Протоколу № 1 от 18 октября 2013 г заседания Совета при Президенте Российской Федерации по жилищной политике на ближайшие четыре года намечается задача построить более 25 мнл. квадратных метров общей площади жилья экономического класса. Это такие же конгломераты - борщевики, только с ограниченной стоимостью. Тогда точно число частных собственников в многоквартирных домах России подойдет к знаковой величине в 100 %. Хотя зачем? Мы и так давно по этому показателю занимаем устойчивое первое место в мире.
У всякого разумного человека возникает вопрос: «А что же делать с такими домами-уродцами, ведь в России других нет, а жить то людям надо?».
Ответ прост. Надо прекратить тиражировать конгломераты, запретить их строительство и начать постепенно создавать и развивать системное жилье.
Рецепты на правильное и конкурентное жилье в условиях рынка давно есть. Это: частный доходный дом, кондоминиум (кооператив), муниципальный арендный дом, частный односемейный дом (малоэтажный).
И жилищная проблема в России тогда рассосется. Как болезненная опухоль. Это я гарантирую, и подписываюсь под рецептом оздоровления.