Интересные сообщения приходят с избирательных полей Псковской области.
Членам участковых избирательных комиссий (преимущественно в сельской местности) приказывают посещать дома и уточнять, кто из прописанных граждан проживает на самом деле по месту регистрации, а кто отсутствует (отъезд на заработки, длительный отпуск, отъезд к родным и пр.).
Процедура полностью незаконная. Она содержит в себе признаки приготовления к совершению преступления.
Единственной законной процедурой является следующая:
«Статья 13, п. 22 Избирательного кодекса Псковской области: Участковая избирательная комиссия уточняет список избирателей в соответствии с установленным порядком организации взаимодействия избирательных комиссий с органами местного самоуправления, учреждениями и организациями, осуществляющими регистрацию (учет) избирателей. Выверенный и уточненный список избирателей не позднее дня, предшествующего дню голосования, подписывается председателем и секретарем участковой избирательной комиссии и заверяется печатью участковой избирательной комиссии».
Эта норма областного Закона соответствует норме российского: п. 14 ст. 17 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» содержит то же положение.
Ни о каком подомовом обходе граждан в Законе речь не идёт, речь идет о сверке одного списка (избирателей) с другим списком (государственной регистрации), и ничего больше.
Кроме того, сам избиратель имеет право проверить своё нахождение в списке.
Подомовой обход может быть полезен совсем для других целей, и лежат эти цели на поверхности.
Значительная часть участковых избирательных комиссий в сельской местности расположены в зданиях администраций волостей (сельских поселений). Администрации обладают всей полнотой информации о регистрационном учете граждан (в том числе сведениями о паспортных данных). Многие сотрудники администраций входят в состав избирательных комиссий.
Помещения, где находятся сведения с данными паспортного учёта граждан, в день выборов, как правило, не закрыты. Главы волостей повсеместно находятся в этот день на работе, для «помощи» и «содействия» избирательным комиссиям.
Заведомо зная, кто из граждан находится за пределами постоянного места жительства, заинтересованные в политически заданном результате «подсчёта голосов» (выборами это назвать нельзя) лица из числа членов участковых комиссий с правом решающего голоса, владея сведениями о паспортных данных, в течение дня голосования расписываются за отсутствующих граждан, забирают бюллетени и применяют их «в соответствии с инструкцией».
Это – один из самых распространённых в сельской местности в России способ «корректировки» результатов голосования. И весьма действенный.
В масштабах Псковской области, где на учёте, по данным на 1 июля 2014 года, состоит 564 тыс. 588 избирателей, речь идёт о не менее чем 10% (это скромная оценка) граждан, внесенных в списки для голосования, но отсутствующих по месту жительства. В пересчёте на явку (например, 50%) это уже 20% избирателей.
Единственный доступный (кроме полного визуального контроля за каждым членом избирательной комиссии в день голосования) способ противодействия такому преступлению (а это преступление, статья 142.1 Уголовного кодекса РФ, «Фальсификация итогов голосования», до четырёх лет лишения свободы) заключается в точном альтернативном подсчёте числа проголосовавших на избирательном участке граждан. Это помогает, во всяком случае, выяснить общую картину несоответствия, если оно будет установлено.
Приведу пример. 8 сентября 2014 года на выборах главы Невельского района, которые в действительности выиграл кандидат от «ЯБЛОКА» Андрей Вихман, на избирательном участке № 637 член участковой избирательной комиссии с правом совещательного голоса от нашего кандидата вела самостоятельный подсчёт числа граждан, проголосовавших на участке. Их было 108. В протоколе о результатах голосования появилась цифра 165.
Общее «официальное отставание» Андрея Вихмана от Александра Ващенкова («Единая Россия») составило 442 голоса по району в целом.
Урны, как известно, не пахнут.
Следственный комитет до сих пор не отреагировал на эти сведения, хотя и я, и наш представитель заявили об этом в своих пояснениях письменно. Граждане, находящиеся в списках избирателей, до настоящего времени не опрошены.
Пока эта следственная пауза длится (не один месяц), списки избирателей могут быть уничтожены.
И это ещё без учёта повального, без письменных и даже устных заявок со стороны самих избирателей, голосования за пределами сельских избирательных участков (через пресловутые переносные ящики), которое на некоторых участках в Псковской области традиционно превышает 50%.
К слову о 50%. Именно такую явку желают видеть на выборах губернатора Псковской области организаторы избирательной кампании Андрея Турчака. И при такой явке им нужен результат более 60% за своего кандидата. Это – их «установки кампании».
Об этом я подробно писал ещё в конце июля. Как видим, один из элементов «Стратегии и тактики» группы Турчака готовится к реализации в полном масштабе.
Господа кандидаты, оставшиеся на выборах! Если вам ещё не всё равно с этой кампанией, обратите внимание на этот «избирательный процесс».
Хотя бы из уважения к Закону и в порядке самозащиты, конечно. Ещё не совсем поздно.