16 июня в Москве был Единый день встреч населения города с главами районов. Тема: «Об обеспечении общественной безопасности и правопорядка на территории района». Тема актуальна для Москвы сама по себе. Тем более, что ее плановое проведение по трагическому стечению обстоятельств выпало на день объявленного траура по жертвам в Московском метрополитене.
Мне хотелось послушать, как проходят такие важные беседы на уровне муниципалитетов и жителей во всех районах 7 избирательного участка: «Бескудниково», «Восточное Дегунино», «Западное Дегунино», «Дмитровский». А еще лучше побывать и в других районах Северного административного округа. С тем чтобы сделать сопоставления и получить более концентрированное и целостное мнение.
К сожалению, это сделать не удалось, так как по заведенному Мэрией Москвы порядку такие встречи проходят по городу одновременно: каждую третью среду с 19 до 20 часов. Так, вероятно, удобнее главам Управ. Выбор «куда пойти» не был мучительным, поскольку все жители районов для меня одинаково дороги и все главы Управ для меня одинаково незнакомы. Сработала несущественная деталь: пойду туда, где недавно был зарегистрирован кандидатом в депутаты, поближе к Окружной избирательной комиссии №7, в район «Дмитровский».
К 7 часам вечера в маленьком уютном зале, рассчитанном на 25-30 человек, находилось 10 человек. По возрастному составу: два школьника старших классов, две женщины в возрасте до 45 лет и остальные женщины глубоко пенсионного возраста. Было сразу понятно, что большинство из присутствующих знакомы и приходят на подобные встречи не в первый раз: между собой велись тихие разговоры и шли репетиции, что попросить у большого районного начальства. Позже подошли еще три молодых женщины и мужчина за 80.
Центральное место в зале занимал П-образный стол, предназначенный для администрации, организовавшей встречу. В центре расположился энергичный загоревший глава Управы Юрий Геннадиевич Фисенко, слева от него – начальник районного ОВД, справа – седоволосый хмурый мужчина, не представившийся и не проронивший за все время ни одного слова.
Вступительное слово главы Управы, сопровождаемое шутками и веселым настроением, прервал голос из зала: «Сегодня день траура, надо начать с минуты молчания». «Да, это мы еще сделаем» - моментально прореагировал Юрий Геннадиевич, продолжая свою мысль. Я воспользовался паузой, поднялся со стула и представился: «Владимир Самошин – один из кандидатов вашего 7 избирательного округа в депутаты Московской городской Думы». После чего получил горячее рукопожатие от г-на Фисенко.
От пятнадцатиминутного экскурса ведущего собрание о деталях и проделанных делах в районе по обеспечению общественного правопорядка мне запомнилось немного. Что достраивается строителями 14-й микрорайон и скоро появится наружное освещение территории. Что кто-то постоянно крадет металлические секции забора вокруг парка. Что участковые полиции арестовали распространителей нелегального спиртного и конфисковали более 900 бутылок «паленой» водки, пересчитывая их всю ночь. Что на территории района в разных местах разбросаны ремонтниками крупногабаритные железобетонные коллектора, ставшие пристанищем для бомжей и приятелей-алкашей.
А еще Юрий Геннадиевич многократно повторял собранию: «Не сразу Москва строилась!», «Докладываю, как на партийном съезде», чем умело успокаивал публику и снимал остроту ситуации. Цифр в информации главы управы не содержалось. Хотя надо отдать ему должное, что он неплохо ориентируется в частных вопросах (где выбоина на асфальте дворовой территории, в каком состоянии чердаки и подвалы многоквартирных жилых домов, в каких местах собираются сомнительные элементы и т.д.). Очевидно, что это результат «ручного управления» районом, когда за малым и второстепенным не выявляются системные ошибки и пороки, о которых следовало бы руководителю района докладывать наверх и добиваться устранения причин, приводящих к негативу.
Начальник Отдела внутренних дел Дмитровского района был точнее. Он честно признался, что не готовился к отчету, но привел данные по количеству квартирных краж и результатам их раскрытия, смертным случаям и изнасилованиям. А также по профилактике правонарушений. Посетовал, что в Отделе полиции кадровый недобор и поэтому патрулирование района в вечернее и ночное время осуществляется ограниченным составом патрульно-постовой службы и не везде его подчиненные успевают побывать. (Интересно, как умудряются полицейские в Нью-Йорке прибыть на помощь в считанные минуты, имея в подразделениях численность вдвое меньше, чем в Москве?)
Затем приступили к вопросам из зала. Вопросов никто не задал. Это указывало на многое. Во-первых, что предоставленная информация носила общий характер и мало раскрыла тему. Во-вторых, что она была хорошо известна жителям, и для них не являлось новостями. В-третьих, что она была так несерьезно преподнесена, что не вызвала озабоченности и тревоги. В-четвертых, что люди пришли на встречу с главой Управы по каким-то своим, иным вопросам. И посыпались просьбы от присутствующих в зале, по нескольку от каждого: - Установите столбики на тротуаре у подъездов дома, чтобы не ставились машины; - Уберите скамейки и трибуны вокруг спортивной площадки, чтобы на них не распивали; - Осветите площадки вокруг подъездов жилых домов; - пресеките ночью шумы из магазина после его закрытия.
На ответы глава района потратил еще двадцать три минуты, пообещав завтра же по-деловому прореагировать по каждому эпизоду. Сидящая рядом со мной пожилая женщина посетовала: «И вот так всегда, и какой толк сюда ходить! Но хожу, надеюсь!»
Мне Юрий Геннадиевич разрешил задать вопросы ровно в 19 часов, когда время встречи уже официально закончилось: «Что с видеосистемами наблюдения, закрепленными за районной властью, их исправностью, эффективностью?». «Что с «резиновыми квартирами» в районе, нелегальными мигрантами?». «Проживают ли скрытно бомжи и лица без определенных занятий на чердаках и подвалах многоквартирных домов, в магазинах, офисах и прочих общественно-гражданских объектах?». «Почему отсутствуют на настоящей встречи общественность района, председатели ТСЖ жилых домов? Эти вопросы просто взбудоражили зал. Посыпались уже другие, причем по теме собрания.
Но отведенное время на встречу уже вышло. В спешке администрация дала ответы, заверив, что все под контролем. Без ответа остался лишь вопрос немолодой, измученной женщины: «А кто меня защитит от произвола управляющей компании моего дома, которая мне выставили счета по электричеству и воде, мной не потребляемые?». Я дал ей свой мобильный телефон, пообещав решить ее горе. Потом четверо жителей были приглашены главой Управы в его кабинет для передачи личных просьб, за ними последовал и я.
Кабинет главы, как и остальные помещения управы, на уровне. Все условия для эффективной работы созданы. Интерьеры украшены эстампами, цветами, хорошей мебелью, добротной электроникой. За спиной рабочего места главы Управы портрет Президента России. По левую руку – портрет мэра Москвы. На самом видном месте – напротив стола для посетителей – Благодарственное письмо Фисенко Юрию Геннадиевичу от Сергея Собянина. В целом встреча у меня оставила тягостное ощущение.
Вел себя глава Управы как то странно. То по-свойски отшучивался, то бесцеремонно перебивал людей, старших себя по возрасту (начальству все дозволено). Ловко избегал конкретики по острым темам. Чувствовалось, что приглашенные ему неинтересны и у него есть другие неотложные и более важные дела. Мой вывод - проведено пустое формальное мероприятие, для отчетности, для галочки. Впрочем, как знать. Возможно, эта проведенная встреча позволит главе Управы Фисенко Юрию Геннадиевичу в течение целого календарного месяца отгородиться от надоедливых жителей района и заниматься государственным делом, отчитываясь перед префектом округа, мэром Москвы и, возможно, самим Президентом России.
В этот день собравшие так и не смогли выразить свою скорбь по погибшим и пострадавшим москвичам от аварии в метро.
Кандидат в депутаты Московской городской Думы шестого созыва по избирательному округу № 7 САО Владимир Самошин.