Внимание и помыслы всей образованной публики России сегодня прикованы к украинским событиям. В Киеве разворачивается настоящая драма. И дело не только в десятках погибших, хотя едва ли можно найти оправдание насилию. Трагедия современной Украины заключается в том, что сейчас на улицах и площадях Киева идет борьба не двух начал, а двух концов.
Проворовавшийся, циничный, серенький режим Януковича противостоит идущим по головам недовольных властью украинцев бандеровским националистам.
Последние никогда не составляли большинства в протестном движении, но, оставаясь самым крикливым и радикальным меньшинством, взяли курс на вооруженное противостояние глупой, готовой вестись на любые провокации власти. Они взяли курс на насилие. Тысячи разумных протестующих во многом оказались заложниками этих радикалов.
Среди той части недальновидной российской общественности, которая считает себя прогрессивной и оппозиционной, сегодня преобладает мнение, что националисты – лишь необходимые «штурмовики» революции, издержка смутного времени. Оно, мол, всегда выносит радикалов на гребень волны. «Не удержатся», – самоуверенно замечают мои собеседники – «у них не найдется кадров для того, чтобы возглавить страну».
То же самое говорили в 1917 году русские революционные демократы, которых передергивало от самой мысли о крови, о большевистских маргиналах, а когда те подобрали власть – убеждали себя, что Ленин сотоварищи продержатся у руля не больше пары недель.
Напомню также, что в Испанской республике левые радикалы отнюдь не составляли большинства, они воспринимались как необходимое орудие в руках чистых и непогрешимых демократов. В конце концов, бесчинства и насилие этих «борцов за свободу» оттолкнули от Республики большинство испанских крестьян, поддержавших в итоге франкистов, что и определило будущее Испании.
Примеры можно продолжать до бесконечности.
Ясно одно: Украина катится в бездну. Простые люди гибнут из-за преступлений режима во имя сомнительных интересов проходимцев, нуждающихся в крови, ведь кровь – это самый веский и бесспорный аргумент в любом конфликте.
Цель не оправдывает средства. Средства определяют конечный результат.
Ничего хорошего союз с бандерами украинской демократии не сулит.
Украинские националисты наверняка знают, чего хотят, у них есть четкие цели и задачи, в отличие от их попутчиков по революции. Именно поэтому погромщики отвергают любую возможность мирного разрешения конфликта.
Украинский сценарий стал возможен оттого, что политические силы там представлены недальновидными идеалистами и беспринципными демагогами (о, как привыкли мы к этому в России! Нам кажется, что именно бесконечная грызня таких людей и есть настоящая политика).
Так происходит везде, где нет ответственной национальной элиты.
Как верно писал политолог Геннадий Ашин, «подлинная элита – та, которая глубоко осознает интересы общества и профессионально действует в направлении их реализации. Компетентность, профессионализм – непременное, но недостаточное и даже не главное качество подлинной элиты, главное же – ее моральные качества, готовность ставить интересы общества выше своих личных и групповых интересов, руководствоваться ими, жить ими… Ее призвание – служение народу в самом высоком смысле этого слова».
Трагедия современной Украины в том, что у нее нет такой элиты.
Один из нынешних авангардов «евромайдана» – партия «Свобода» – существует с 1991 года. Первоначально она называлась Социал-национальная партия, что ясно отсылает нас к немецким национал-социалистам. В 1998 году она получила на выборах в парламент лишь 0,17%, в 2006 году – 0,36%, в 2007 году – 0,76%. А в 2012 – 10,44%! Ее взлет – во многом вина лидеров Оранжевой революции, следствие разочарования граждан в их политике, результат несбывшихся надежд мирного Майдана 2004 года.
Нет такой ответственной элиты и в России: в течении семи десятилетий, начиная с 1917 года, она изгонялась, систематически истреблялась и подавлялась. Все мы – по большей части потомки палачей, стукачей, или тех, кто молчаливо следовал за руководящим и направляющим перстом аморальных и беспринципных вождей.
В отсутствие национальной (не в этническом, а в общегражданском смысле термина «национальный») элиты, мы привыкли коверкать понятия и принимать белое за черное.
Политика – не бесконечная грызня популистов. Мы, вслед за Макиавелли и Лениным, привыкли считать, что у политики или «своя, особенная мораль», отличающаяся от общечеловеческой, или же что морали в политике нет места вовсе.
Это глубокое заблуждение приводит к тому, что абсолютное большинство россиян не верит политикам, не ходит на выборы и относится к власти и оппозиции в духе «чума на оба ваших дома». При таких общественных настроениях и таком уровне политической культуры замена Путина на Навального, Немцова или Ходорковского ничуть не улучшит качество жизни в стране.
Политика – это искусство управления. Только основанное на гуманистической морали общество может жить качественно лучше, только с ней реальна демократия (которая не больше и не меньше – лишь принцип прозрачного и честного делегирования властных полномочий обществом той или иной политической силе при равенстве всех перед законом).
Безусловно, наличие ответственной и компетентной элиты – не панацея от бессовестных демагогов, бандеры и януковических жуликов. Однако она во много раз увеличивает вероятность существования консолидированных, морально ответственных и финансово прозрачных политических сил, которые могут противостоять популистам-провокаторам.
Единственный путь избежать украинского сценария в России и сформировать реальную альтернативу временщикам – это возрождение, фактически создание с нуля национальной элиты.
Как это сделать? Первое и самое очевидное – начать с самих себя.