18 февраля состоялось заседание правительства Москвы, сильно отличавшееся от остальных тем, что к смотру (и слушанию) его публичной части впервые был допущен корреспондент газеты и портала «ЯБЛОКО». Повестка дня оказалась на удивление соответствующей этому знаменательному событию (как будто специально готовились): обсуждались вопросы природоохраны и экологии, а также транспортной обеспеченности города и успехов системы электронных торгов городским имуществом.
Открывший заседание мэр Москвы Сергей Собянин задал тон заседанию многозначительным заявлением о том, что «природоохранные мероприятия по-прежнему являются одними из самых важных в деятельности правительства Москвы». Означало ли это, что в один прекрасный день природоохранные мероприятия могут перестать быть одними из самых важных, мэр не пояснил, но стало ясно: доклад руководителя Департамента природопользования и охраны окружающей среды Антона Кульбачевского будет донельзя обстоятельным. Так оно и произошло.
Шеф департамента сообщил, что «главной целью проводимых в Москве природоохранных мероприятий является улучшение состояния окружающей среды» (логично), затем перешел к конкретике, которая соответствовала лучшим словесным достижениям рекламных технологий, заключающимся в формуле: чем менее «круглыми» будут цифры отчетов, тем более убедительно они прозвучат. Шеф департамента, в частности, сообщил, что поскольку с 1 января 2013 г. Москва первой в России перешла к использованию моторного топлива класса не ниже «Евро-4», это обеспечило снижение выбросов диоксида серы на 79%, бензопирена — на 22,7%, твёрдых частиц — на 13,5%, оксида углерода, оксида азота и летучих органических соединений — на 4%. Каково, а? Поди проверь.
Но было и нечто безусловно положительное в докладе Кульбачевского: «Департамент природопользования совместно с Департаментом жилищно-коммунального хозяйства ведут работу по внедрению такого метода очистки водоёмов от нежелательной водной растительности, как зарыбление специальными, прошедшими акклиматизацию породами рыб, различными видами бактерий. Первым водным объектом был выбран Борисовский пруд, в текущем году планируется провести работы ещё на 50 водоёмах» (в переводе на русский это означает, что в Борисовский пруд запустили пресноводную рыбу).
После такого нестерпимо захотелось предложить Кульбачевскому вступить в партию ЯБЛОКО. А зря: на этом безусловно положительное в докладе окончилось, и вновь началось положительное условно.
Так, шеф городской природоохраны сообщил, что в городе ежегодно растёт протяжённость шумозащитных экранов, но забыл добавить, что, например, планом расширения МКАД в Строгино такие экраны не предусмотрены. Кульбачевский доложил также о том, что «в прошлом году посажено более 48 тыс. деревьев, что на 15% больше, чем в 2012 году, и 126 тыс. кустарников, что на 44% больше, чем в 2012 году», но совершенно «забыл» о том, что планируемая застройка Тушинского поля офисной и жилой недвижимостью в объеме 2 млн. кв. м(!) угрожает большому количеству редких видов флоры и фауны Москворецкого парка.
Ни один мускул не дрогнул на лице мэра, когда Кульбачевский перешел к перечислению вновь открытых на природоохранных территориях велосипедных маршрутов общей протяжённостью 27 км и экологических троп (в количестве двух). А мог бы дрогнуть: как известно, Сергей Собянин очень рассчитывает за счет таких велосипедных троп понизить нынешнюю загруженность московских дорог. Причем эту идею чиновники мэрии услышали в ЯБЛОКЕ, и теперь активно выдают за свою (не жалко, пользуйтесь, лишь бы толк был). Однако и тут Кульбачевский вновь «позабыл» о том, что целый поселок незаконных построек в природоохранной зоне Карамышевской набережной (район Хорошево-Мневники в СЗАО) слишком давно и безуспешно стоит в очереди на снос.
Кроме того, как сообщил Кульбачевский, по многочисленным обращениям «трудящихся» «принято решение о санитарной уборке более 500 га территории Серебряноборского лесничества и Тимирязевской академии за счёт средств города Москвы». Но — ни звука о том, что в прошлом году Сергею Митрохину практически с боем удалось отстоять свободный доступ жителей к Первому историческому пляжу Серебряного бора. А ведь еще тут – непосредственно в природоохранной зоне — расположились (и растут с каждым годом) коттеджные владения Мосдачтреста Владимира Евтушенкова и Лукойла Вагита Алекперова.
На заседании правительства выяснилось, что прелестные задумки мэра Москвы, касающиеся велосипедного транспорта, пользуются прямо-таки гипертрофированной (но вряд ли естественной) популярностью у его подчиненных. Так, перехвативший инициативу у Кульбачевского руководитель Департамента транспорта и развития дорожно-транспортной инфраструктуры Максим Ликсутов радостно продолжил эту тему, сообщив, что грядущие изменения качества обслуживания москвичей наземным общественным транспортом коснутся не только его работы в ночное время, но и перевоза велосипедов в автобусах, троллейбусах и трамваях города. Оказывается, летом 2013 г. прошел эксперимент, «в рамках которого на ряде маршрутов, за исключением времени часа пик, разрешалось провозить велосипеды. Результаты эксперимента были оценены положительно как велосипедистами, так и другими пассажирами» Планируется, что бесплатный провоз велосипедов будет разрешён на накопительной площадке автобусов, троллейбусов и трамваев, а входить со своими стальными конями велосипедисты станут через вторую дверь после выхода всех пассажиров. Посмотреть бы на тех пассажиров, которые оценили результаты эксперимента положительно.
Автор — д-р филол. наук, проф. кафедры журналистики и рекламы МГИ им. Е. Р. Дашковой, член партии «ЯБЛОКО»