25 декабря 2013
znak.com

Алексей Мельников:«Уголовный клей» для непрочной страны

Партия российских коммунистов, лишённая, впрочем, уже, по сравнению со временами В.И. Ленина, интернационального, атеистического и антикапиталистического характера, предпринимает попытку скрепить уголовным клеем единство России.

Ирония в том, что именно при власти этой партии СССР распался на части, и вот теперь, словно в большом теннисе, однажды промахнувшись, российские коммунисты второй раз поднимают ракетку и грозят неведомому врагу на другой стороне поля, что теперь-то уж точно попадут в квадрат. Есть здесь и мистически счастливое число – КПРФ предлагает ввести закон в действие с 9 мая 2014 года – «броня крепка и танки наши быстры».

Согласно с КПРФ и Правительство, и Госдума России, принявшая на этой неделе законопроект, которым устанавливается уголовная ответственность за «публичные призывы к осуществлению действий на нарушение территориальной целостности Российской Федерации».

Понять из пояснительной записки, какие именно «публичные призывы» послужили истоком для такой неотложной предновогодней инициативы, нельзя, так как, кроме юридических соображений об устранении пробелов, она иных данных не содержит.

Интересен европейский фон, на котором разворачивается это абстрактное законотворчество.

В Каталонии готовится референдум, на котором будет обсуждаться вопрос об отделении от Испании, в Великобритании пройдёт плебисцит – об отделении или сохранении в её составе Шотландии. В Бельгии довольно продолжительное время представители фламандцев и валлонов спорят о возможности сохранения единой страны.

И вроде бы нигде в этих странах, где отделение или разделение представляет реальную проблему, вопрос не переводится в уголовный партер «штрафов», «обязательных работ» и «лишения свободы». А в России, где и проблемы такой нет, торжествует заполнение уголовным клеем законодательных пробелов в единстве страны.

Может быть, отчасти дело в том, что границы в объединяющейся Европе имеют несколько иное значение, чем в нашем государстве. Хотя, конечно, это не означает отсутствия жёсткой полемики о сохранении единства или разделении. Споры приобретают и наглядное воплощение – в столице Каталонии Барселоне многие балконы украшены флагами в жёлто-красную полоску. Если в этот фланг вонзается сверху синий треугольник с белой звездой в центре, то это сторонники отделения от Испании, если же его нет, то здесь выступают за единство страны.

Удивительное дело, этот наш уголовный закон, – можно подумать, что власти считают, что у сторонников единства России в случае возникновения вопросов о нахождении того или иного региона в составе России недостанет аргументов для убеждения своих соотечественников. В Канаде, где голосования об отделении Квебека проводились дважды, такие соображения почему-то нашлись, и Квебек остался в составе Канады, а вот в России их не будет.

 

Но дело даже и не во всех этих абстрактных соображениях, а в том, что репрессивное направление будет бессмысленно в том случае, если какой-то политик действительно захочет отделить часть территории от страны, если он будет обладать массовой поддержкой населения и сплочённым региональным политическим классом. Никакие уголовные законы не испугают, и уж история распада СССР должна была бы этому научить.

 

Поэтому главный вопрос практической политики сегодня другой – как укрепить нашу Федерацию экономически и политически.

 

Правильно было бы перейти к свободным, лишённым «фильтров» выборам губернаторов регионов. Кроме того, установить прямую выборность Совета Федерации. Дать людям, живущим в регионах, возможность как свободно формировать свои власти, так и усилить региональное присутствие в федеральной политике.

 

Конечно, здесь бы федеральным властям позаботиться о том, чтобы при таком порядке конкуренция в регионах носила честный характер, чтобы люди не превратились в заложников местных олигархических группировок.

 

Такой политический порядок, означающий увеличение свободы в рамках нашей единой страны, означал бы куда лучшую прививку против сепаратизма, чем уголовные угрозы.

 

Другая стороны вопроса – экономическая. В целом существующая федеральная политика должны быть - пусть и без спешки, и в согласии с политической реформой - изменена в направлении предоставления регионам большего объёма налоговых и рентных поступлений. Во всяком случае, тех регионов, которые, как Сахалинская область, много сделали для привлечения в свою экономику инвестиций.

 

Это предполагает рационализацию расходов федерального бюджета – сокращение того, что не является важным.

 

Есть и ещё одно направление государственной политики, которое лишает возможный сепаратизм силы: постепенное движение России в сторону европейского сообщества. Как бы ни казалась эта задача сегодня неосуществимой или же далёкой, тем не менее ясно: создание основанного на общих с Европой ценностях политического объединения способно решить проблему возможного сепаратизма.

 

Нужно было бы сегодня делать противоположное тому, что делают наши власти. Не прятаться от реальных проблем за уголовным забором в надежде, что он спасёт, а вести в стране открытую дискуссию - с регионами, политическими партиями, научным сообществом, гражданскими организациями о том, как нам всем вместе сделать нашу страну более свободной и справедливой, и, как следствие - более крепкой.

 

У нас же государственное представление о крепости страны неразрывно связано с понятием наказания. Там же, где нет уголовной подпорки, власти чувствуют себя неуверенно, ощущают пустоту за спиной, холодок в сердце и страстный зуд творчества по укреплению Уголовного кодекса.

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Законодательство


Все статьи по теме: Законодательство