23 декабря 2013
Блог Бориса Вишневского на "Эхо Москвы"

Борис Вишневский: Двадцать лет без Ленсовета

На фоне освобождения Михаила Ходорковского (меня, как одного из тех, кто поддерживал Михаила Борисовича все эти долгие десять лет, это, конечно, безмерно обрадовало) эта памятная дата пройдет почти незамеченной. И все же, все же, все же: двадцать лет назад, 21 декабря 1993 года, был разогнан Ленсовет 21-го созыва – последний из представительных органов власти, избранных весной 1990 года на первых, по-настоящему свободных и демократических выборах. Да и последних с тех пор, кстати…

Ленсовет (затем – Санкт-Петербургский городской совет) был лучшим в стране. Как по составу, так и по той политической линии, которую он проводил, и которая была последовательно демократической. Недаром в 1993 году, в период мятежа исполнительной власти против закона, ни один из президентских пропагандистов не осмеливался использовать для питерской ситуации привычные на российском уровне штампы о «противостоянии реакционного парламента и прогрессивной исполнительной власти».

Бережно сохранившийся у меня список депутатов Ленсовета – созвездие ярчайших имен. Без всякой иронии – лучшие люди города. Михаил Амосов и Николай Аржанников, Владимир Арро и Игорь Артемьев, Марк Башмаков и Михаил Бегак, Александр Белкин и Александр Беляев, Андрей Болтянский и Георгий Васюточкин, Сергей Васильев и Юрий Вдовин, Олег Гапанович и Николай Гиренко, Юрий Гладков и Анатолий Голов, Михаил Горный и Сергей Егоров, Юрий Кравцов и Бэлла Куркова, Игорь Кучеренко и Глеб Лебедев, Дмитрий Ленков и Виктор Монахов, Юрий Нестеров и Андрей Ошурков, Леонид Романков и Юлий Рыбаков, Марина Салье и Анатолий Собчак, Александр Сунгуров и Петр Филиппов, Александр Шишлов и Вячеслав Щербаков…

Ленсовету было отпущено только три с половиной года – причем, в сложнейших условиях, особенно после начала в 1992 году «радикальных реформ». И сегодня о «ленсоветовской эпохе», большей частью, остались мифы (впрочем, тщательно создаваемые). О том, что депутаты Ленсовета ничего не делали, и только мешали своему председателю (а потом – мэру) Анатолию Собчаку управлять городом. О том, что именно мэр спас город от ГКЧП, вернул ему историческое имя и дал пенсионерам право бесплатного проезда. О том, что осенью 1993 года Ленсовет поддержал Хасбулатова и «реакционный Верховный Совет». И так далее.

Все это – ложь. Во многом – намеренная. Созданная, как обычно, победителями.

Ленсовет, а вовсе не Анатолий Собчак (тогда еще – председатель городского парламента) предотвратил «продовольственный кризис» в 1990-91 годах. Ленсовет, а не мэр организовал адресную социальную помощь для малоимущих, и установил компенсации для родителей, чьи дети не ходят в детские сады. Ленсовет, а не мэр, принял решение о бесплатной приватизации жилья (главную роль в этом сыграли покойный Николай Журавский и ныне здравствующий Валерий Глухов).

Ленсовет, - первым в стране, - ввел регистрацию общественных организаций и партий. Ленсовет ввел исключительно конкурсное использование городской недвижимости – а потом отменил более 200 распоряжений мэра, который упорно стремился распоряжаться городской собственностью так, как считал нужным. Ленсовет, а не мэр, ввел в городе бесплатный проезд для пенсионеров на общественном транспорте. Ленсовет инициировал и провел в 1991 году опрос о возвращении городу исторического названия (против чего долгое время выступал Анатолий Собчак). Ленсовет, а не мэр, организовал сопротивление ГКЧП (мэр прилетел в город лишь к вечеру 19 августа 1991 года). Наконец, осенью 1993-го Ленсовет поддержал не Хасбулатова, а законность и Конституцию. И, один из немногих в стране, открыто назвал действия президента, нарушившего свою присягу, государственным переворотом, отказавшись им подчиняться…

Тогда был очень популярен миф о «всевластии Советов» и «порочном вмешательстве представительных органов в деятельность исполнительной власти» - активно использовавшийся для борьбы с представительной властью.

В рамках этого мифа «вмешательством», препятствующим исполнительной власти трудиться во благо народа, была объявлена реализа¬ция Советами тех функций, которые закреплены за представительной властью во всем мире: контроль, нормотворчество, налоги, порядок распоряжения собственностью, административно-территориальное устройство, утверждение должностных лиц исполнительной власти, отмена ее неправомерных актов.

С этой же целью тиражировались утверждения о том, что Советы якобы “несовместимы с демократией”, а для “ускорения радикальных экономических реформ” нужно избавить исполнительную власть от какого-либо контроля со стороны законодательной власти.

Заметим: среди первых нормативных актов, принятых в Санкт-Петербурге мэром Анатолием Собчаком после разгона Ленсовета, были решения об отмене правил распоряжения имуществом. Новые правила сводились к тому, что городское имущество используется в соответствии с желанием мэра Санкт-Петербурга. Это хорошо показывает, каковы были подлинные мотивы действий сторонников «сильной исполнительной власти»…

После расстрела парламента, 7 октября указом Бориса Ельцина был распущен Моссовет, а 9 октября был издан указ о роспуске всех районных, городских и поселковых Советов, полномочия которых передавались главам соответствующих администраций. Республиканские, краевые и областные Советы сохранялись – но главам администраций давалось право распустить их. Эти указы были столь же незаконны, как и «указ 1400» - но это уже не имело значения: право силы сменило силу права.

У Ленсовета был простой выбор: «умереть стоя, или жить на коленях». Депутаты выбрали первое - прекрасно понимая, чем оно обернется.

В ноябре 1993 года собралась сессия Ленсовета, и приняла за основу проекты положений об устройстве будущих законодательных органов и организации выборов. Окончательное принятие документов было запланировано на декабрь. Все торопились - понимали, что могут не успеть: к этому времени Ленсовет остался последним в стране представительным органом, все прочие были распущены под тем или иным предлогом…

Второй этап сессии собрался 22 декабря, уже после выборов Государственной Думы и Совета Федерации, и принятия новой Конституции. Однако, принять нужные решения депутаты не успели – в тот же день из Москвы был прислан президентский указ № 2252 о роспуске Ленсовета (датированный, что характерно, 21 декабря). Он был абсолютно незаконен – ни по старой, ни по новой Конституции президент не имел права распускать представительные органы власти. Но ни один суд так и не принял к рассмотрению ни одной жалобы на действия Ельцина.

Впоследствии говорили, что указ, подготовленный Анатолием Собчаком, глава президентской администрации Сергей Филатов «подмахнул» у Ельцина чуть ли не на банкете. Одновременно этим же указом были утверждены положения об устройстве городской власти и о выборах будущего Городского Собрания, подготовленные в мэрии. Естественно, эти положения предусматривали решение всех вопросов так, как это было нужно мэру – с максимальным «поражением в правах» будущего представительного органа. И когда в 1994 году было избрано Городское (затем – Законодательное) Собрание, депутатам очень многое пришлось начинать сначала.

Депутаты Ленсовета 21 созыва были уникальным сообществом. Они пришли во власть, чтобы решать проблемы города – а не собственные. Они не разбогатели, не обзавелись дорогой недвижимостью или «теплым местом» в бизнесе, не были пойманы на воровстве или коррупции, не создали себе «запасные аэродромы», и не держали нос по ветру.

После разгона Ленсовета их судьбы сложились по-разному – но (за редчайшими исключениями) все они остались достойными людьми. Питерская администрация их традиционно не любит, и гнобит, как может. Например, лишила небольших надбавок к пенсии – зато предоставили это право бывшим партийным, комсомольским и профсоюзным функционерам…

Сегодня на статусных должностях из ленсоветовцев - единицы: Федеральную антимонопольную службу возглавляет Игорь Артемьев, Центризбирком – Владимир Чуров (а секретарь ЦИК - Владимир Конкин), в Совете Федерации – Алексей Александров, в питерском Законодательном Собрании – Алексей Ковалев и Сергей Никешин, уполномоченный по правам человека в Петербурге – Александр Шишлов.

Да и самих ленсоветовцев становится с годами все меньше и меньше: ушли Николай Гиренко и Юрий Гладков, Владимир Жаров и Сергей Дегтярев, Валерий Краснянский и Николай Журавский, Глеб Лебедев и Кирилл Смирнов, Юрий Деревянко и Михаил Пирогов, Александр Серяков и Марина Салье, Анатолий Собчак и Владислав Щербаков, Александр Егоров и Александр Белкин, Евгений Сафронов и Нина Пальмова, и другие.

Как-то раз, в Законодательном Собрании прошлого созыва устроили выставку фотографий эпохи Ленсовета. Продержалась она недолго: слишком убийственным оказалось сравнение «старых» и «новых» лиц городского парламента. Как будто это были две разные популяции человечества.

Оригинал

Материалы в разделах «Публикации» и «Блоги» являются личной позицией их авторов (кроме случаев, когда текст содержит специальную оговорку о том, что это официальная позиция партии).

Статьи по теме: Власть и оппозиция


Все статьи по теме: Власть и оппозиция