В необычном качестве раз за разом выступает Прокуратура Алтайского края в Рубцовском городском суде. Ей приходится не обвинять и предъявлять претензии, а отвечать за собственные деяния, вернее – за бездействие, которое требуют признать незаконным рубцовские «яблочники». Заявители указывают, что прокуратура не только неоднократно отказывала им в защите нарушенных избирательных прав, но и систематически вставала на сторону нарушителя – Рубцовского горизбиркома.
Как уже сообщалось, рубцовчанам удалось выиграть суды по десяти заявлениям. По девяти из них незаконным признавалось бездействие комиссии в целом. Но привлечь комиссию к какому-либо виду ответственности фактически невозможно. Рублем – не накажешь: горизбирком не является юридическим лицом, и за ее огрехи расплачивается местный бюджет, то есть - жители. Частное определение рассматривается самой комиссией. Случаи расформирования избиркомов по России за 20 лет можно пересчитать на пальцах одной руки, и все они – только с подачи вышестоящей комиссии.
Геннадий Митяев
Однако десятое по счету дело закончилось иначе. По заявлению Геннадия Митяева Алтайский краевой суд признал незаконность действий председателя избирательной комиссии Маматовой И.З. и секретаря этой же комиссии Романовой Н.Н.
Ответственность конкретных лиц - вплоть до уголовной - законом установлена. Но наказания не последовало. Напротив, и Маматова И.З., и Романова Н.Н. получили премии, по рубцовским масштабам - громадные.
Геннадий Митяев требует признать незаконным бездействие Прокуратуры Алтайского края по принятию мер по незаконным действиям председателя избирательной комиссии муниципального образования «Город Рубцовск Алтайского края» Маматовой И.З. и секретаря этой комиссии Романовой Н.Н., воспрепятствовавших свободному осуществлению им его избирательных прав.
Геннадий Сергеевич – член Совета местного отделения партии, человек с активной жизненной позицией. Несмотря на первую группу инвалидности по зрению, много лет он был одним из немногих (если не единственным) индивидуальным предпринимателем в Алтайском крае. Причем – реальным тружеником-одиночкой, а не зиц-председателем.
Как заявитель, он настроен решительно. Проблемы инвалидов лучше всех знает именно инвалид: сытый голодного не разумеет. Слепота не мешает успешно работать депутату Государственной Думы, но краевая власть предпочитает больше говорить о правах людей с ограниченными возможностями, чем давать им их реализовывать.
В двух предыдущих избирательных циклах избирательная комиссия отказывала Митяеву в праве стать кандидатом в депутаты. На выборах 2012 года по одномандатному округу его вновь не зарегистрировали – уже в третий раз. Причем руководят комиссией одни и те же люди, меняясь должностями. И в этот раз незаконность их действий доказана судом. Можно ли считать случайной их безнаказанность, если губернатор занимал ранее высокие посты в Минюсте и Генеральной прокуратуре? Причем именно краевая, а не местная прокуратура определяет правовой климат в целом, а на выборах – в частности.
Прокуратура не защитила прав Митяева, когда он обратился за помощью, сообщив, что у него не приняли документы для регистрации кандидатом в депутаты.
Прокуратура не стала защищать его избирательные права в суде, когда он попросил об этом, сообщив, что он, инвалид I группы по зрению, лежит в больнице с переломом. Более того, когда он, наконец, смог сам подать заявление в суд, прокуратура вновь выступила против него в суде первой инстанции, хотя многочисленные решения по аналогичным заявлениям давно вступили в силу. Сверх того, прокуратура попыталась лишить его права на судебную защиту, потребовав в апелляционном представлении прекратить производство по делу.
И, наконец, уже после выигрыша дела - новое бездействие прокуратуры… Обоснованность заявления Геннадия Митяева прокуратура края фактически признала: в первом же судебном заседании представитель прокуратуры попросил суд применить срок исковой давности. В просьбе заявителя привлечь к участию в деле представителя Главного управления Генеральной прокуратуры РФ по Сибирскому Федеральному округу отказано. Геннадий Митяев и его представитель заявили о недоверии суду.
Слушанье дела отложено до 4 декабря.