Наблюдаю третью неделю из окна удивительную картину: строительство школьного стадиона, точнее, только работы по его покрытию. Работает группа из пяти мигрантов, по виду - таджики, но могу и ошибаться. Последовательность была такая: сначала завезли щебенку из известняка, свалили горой. Рабочие с тачкой и совковыми лопатами это все разравнивали, при этом работал в лучшем случае один, остальные сидели, уперев черенок и совок лопаты в землю на таких самодельных жердочках. Чтобы работали все, не видела ни одного раза. В начале этой - третьей недели еще оставалась небольшая гора щебня. Потом привезли песок - по краям, они начали распределять песок. А сегодня увидела мини-трактор, который все доделал за полтора часа.
У меня, как у многих, были иллюзии, что труд мигрантов - рабский, но они по-крайней мере работают. Вижу, что - нет, наши подрядчики делают вид, что платят, они - что работают. Напомнило неизбывную российскую картину из железнодорожного окна: один мужик копает яму, трое - смотрят и смолят цигарки.
Может быть, прав Кирилл Родионов из Института Гайдара, который доказывает, что миграция из Средней Азии тормозит развитие, повышение производительности и реструктуризации мешает почти рабский труд неквалифицированных мигрантов? Тогда получается, что Алексашенко и Капелюшников из ВШЭ, считающие, что без мигрантов не обойтись - ошибаются.
А позиция ЯБЛОКА в этом вопросе - системная, должны быть созданы равные, человеческие условия для всех работников и ликвидирована коррупция, это стимулирует конкуренцию и производительность и - снизит поток мигрантов.