«Вы, профессор, воля ваша, что-то нескладное придумали!»
М.Булгаков, «Мастер и Маргарита»
Экономист Константин Сонин, профессор Российской экономической школы (РЭШ) написал заметку о договорённостях ExxonMobil-«Роснефть». Досталось в ней и соглашениям о разделе продукции (СРП).
Автор пишет: «Надеюсь, Exxon извлёк урок из своего ли, чужого ли опыта Сахалина-2. Опыт, который, как я считаю, стоит извлечь состоит в том, что не нужно слишком сильно пользоваться слабостью переговорного партнёра. Договорённости по СРП можно заключать с африканскими или ближневосточными режимами - Россия не такая страна и в середине 1990-х можно было понять, что в случае самого небольшого исправления ненормальной ситуации эти договоренности будут отменены».
Похоже, что автор не знает, что ExxonMobil уже почти два десятилетия работает в России в рамках проекта СРП «Сахалин-1». Владея 30% в этом проекте, он является в нём оператором. И опыт отношений с российскими властями у него большой. Прежде всего, в области СРП. Между прочим, «Роснефть» в этом проекте владеет 20%. Поэтому прибегать в чужому опыту ExxonMobil не нужно.
Что же касается проекта СРП «Сахалин-2», то не очень понятно, что К.Сонин имеет в виду. Какими «слабостями переговорного партнёра», по его мнению, воспользовались инвесторы? И, главное, как это сказалось на условиях соглашения? Это тема отдельного разговора – кто и что выиграл, какие условия сложились на момент подписания соглашения.
К.Сонину неплохо бы изучить историю проекта. Его, например, покинули две американские компании «Макдермот» и «Марафон Ойл». Произошло это в середине 90-х годов. К слову сказать, и «Роснефть» раньше владела 40% проекта СРП «Сахалин-1», но продала половину. Видно все они так поступили в силу невероятной выгодности и перспективности этих проектов.
Кроме того, насколько я понимаю, СРП по проекту «Сахалин-2» между «Сахалин Энерджи» и Россией не пересмотрено. В компанию лишь вошёл «Газпром», купив больше 50% проекта. Пришёл на готовое, когда и проект уже был близок к завершению, и контракты на поставку сжиженного газа заключены. Как состоялся этот приход в конце 2006 года известно – с «выкручиванием рук» участникам проекта, под боевые дудки пропагандистов о том, что СРП невыгодно для России. К слову сказать, немало тогда пришлось отвечать на ложь в отношении «Сахалина-2». Вот один из примеров.
Историю с проектом «Сахалин-2» правильно ставить не в пропагандистский ряд укрепления государства и отвоевания им потерянных в проклятые 90-е годы позиций, как это делает К.Сонин, а совсем в другой – разгром ЮКОСа, развитие «капитализма закадычных друзей», замена права произволом. Не имеет отношения эта история к исправлению каких-то там несправедливых договорённостей. И если чему и стоит учиться инвесторам, приходящим в Россию с большими деньгами, так именно тому, что приходят они в страну, где пока сила сильнее права.
Наконец, К.Сонин использует негодный приём. Он пытается создать впечатление у читателей, что СРП это элемент отсталости, нечто, существующее лишь в отношениях международных компаний и «африканских с ближневосточными режимами». При этом опускается, что СРП с начала 80-х годов применяются в Китае.
Да и с презрительным отношениям к каким-то там «режимам» К.Сонину не стоит особенно задаваться. Он пусть о российском режиме подумает и о его выдающихся достижениях в освоении, например, шельфа с опорой на т.н. «государственные компании». В зеркало стоит почаще смотреться, а не только пропагандистам с государственного телевидение внимать.
Отсылка К.Сонина к Африке и Ближнему Востоку к делу отношения не имеет. СРП это инвестиционный режим, он не привязан ни к географическому региону, ни к типу политического режима. Применяться может где угодно и успешная реализация трёх российских проектов СРП (два из которых шельфовые), это хорошо показывает. И это на фоне топтания на месте с другими методами привлечения инвестиций для разработки месторождений. Как раз такое положение дел показывает, что СРП правильно сделать основным инструментом в российском недропользовании и, шире, переработке добываемой продукции.
Что же касается подхода профессора К.Сонина, с которым сталкиваюсь не впервые, то мне жаль студентов, которых он много лет калечит своими баснями об СРП, основанными на поверхностном представлении о предмете. Остаётся только надеяться, что не все его студенты, послушно встают в колею, криво проложенную их профессором.
Оригинал