В пылу полемики с ныне существующим порядком оформления права на деятельность политических партий, который уже много лет связан с множеством бюрократических формальностей и барьеров, многие требуют вообще отменить регистрацию партий Минюстом и оставить их признание или непризнание исключительно за избирателями и за голосованием на выборах.
Я хочу обратить внимание на то, что такая точка зрения представляет собой опасную крайность в направлении, противополжном сегодняшнему положению вещей.
Да, сейчас регистрация партий окружена произволом, как, впрочем, и все иные аспекты нашей государственной жизни. Сейчас, если это нужно тем, кто решает эти вопросы в рамках своей политики, некая партия может быть создана практически на пустом месте, не иметь проблем с регистрацией и катапультироваться в публичное пространство. И, наоборот, создать партию «снизу» даже при наличии идей, лидераских способностей и серьезной группы единомышленников, практически невозможно, как, впрочем, вообще очень трудно создать что-то реальное по собственной инициативе, а не по инициативе начальства.
Но такой порядок вещей вовсе не означает, что его надо стремиться изменить на произвол противоположного характера. Да, участие в выборах – важнейшая часть деятельности партий. Извините за примитивную и ограниченную аналогию, - как получение вкладов и выдача кредитов – важнейшая часть деятельности банков. Но никому сейчас не придет в голову требовать отказа от регистрационБанк, прежде, чем начать работать, должен показать регистрирующему органу наличие нефиктивной, дееспособоной инфраструктуры, состоящей из людей, ответственных за деньги вкладчиков, за то, что эти деньги будут сохранены или инвестированы с разумным риском, а не украдены или брошены в однозначную авантюру. Нечто похожее можно сказать и про партии, только вопрос там гораздо более серьезный, потому что менее очевиден. Незадачливый клиент банка-жулика будет доступными способами выбивать свои деньги. А «средний избиратель» не связывает так уж напрямую свою жизнь со своим голосованием, не только в России, нигде, наверное. Он проголосовал и забыл, до следующего раза. Скажем так, ошибся – ничего, не деньги же потерял в банке, в конце концов. (Немецкий избиратель 1933 года, выбирая нацистов, вовсе не выбирал тотальную дактатуру, геноцид и мировую войну.)
Вряд ли Остапы Бендеры 21-го века в обозримой перспективе предложат незадачливому российскому избирателю что-то, что потом обернется подобием прошлых мировых трагедий, но превзойти в мошенническом задоре создателя «МММ», а в умении делать образ творческому коллективу – творцов Козьмы Пруткова, - такие товарищи вполне в силах.
Собственно, мы это уже проходили в 1999 году, когда усилиями всем известного тогдашнего телемагната было создано «Единство», позже получившее марку «Единой России».
Почему бы не повторить? Сейчас имеется не только телевидение, но и Интернет и еще много чего. И программа-робот скоро сможет хоть ежеминутно публиковать неплохие блоги, комментарии на злобу дня, беспрерывно напоминая многомиллионной аудитории об имени человека, который сам и полутора слов связать не может. И наберет компьютерный робот свои проценты, если вовремя не поставить ему препятствий. Нам, живущим в рабстве виртуальной политики телевидения, такой вариант углубления витруализации вовсе не должен казаться фантастическим. Сейчас всерьез думать о таком варианте по многим причинам рановато, но через какое-то время проблема может стать актуальной, и государство должно будет ставить надежный барьер подобным попыткам.
Другой аспект – коррупция. Члены ни одной из партий не должны получать никаких прямых выгод за членство. Государство обязано за этим следить. Членство в партиях должно быть безусловно добровольным и безвозмездным. Работа в партии, получение через нее каких-то жизненных перспектив – это другой вопрос. Но членство не может обеспечиваться посредством мзды. Государство обязано препятствовать любому виду фиктивного участия в общественной жизни, будь то прямое мошенничество, подкут или принуждение. Спасишивается, к чему я это все? Мы только и знаем, что власть кому-то в чем-то препятствует. Сегодняшний порядок регистрации партий и общественных организаций представляет собой сплошнное препятствие. Уже сама бюрократичность нынешего процесса репрессивна, не говоря о происходящем произволе. Но, во-первых, то, что проиходит сейчас, как раз является извращением государственных надзорных фунций, служит не закону, а произволу и частным интересам, представляет собой именно фикцию и опасно утверждением надолго традиции абсолютно фиктивного понимания любой общественной деятельности. А, во-вторых, сегодняшний период истории неминуемо когда-то закончится, и к этому необходимо готовиться честно и без безответственных небрежностей, дескать, сейчас скажем все, что угодно, лишь бы «за свободу», а потом, когда наступит момент более кропотливой деятельности, когда мы будем нести всю ответственность, - тогда уточним нашу позицию. Так не бывает. Несмотря на все трудности, говорить надо всегда ответственно. Нам не дано знать, возможен ли в будущем, или нет, какой-то позитивный проект развития страны. Но если мы говорим о таком проекте, то мы должны это делать не абы как, а со всей ответственностью уже сейчас, потом мы это точно не нагоним и будем за это отвечать, что призывали к переменам, а толку в этом никакого не было.