Пять лет назад, 16 июля 2006 года, состоялся первый псковский референдум. Это единственный (до сих пор) в России юридически состоявшийся городской референдум по структуре органов местного самоуправления, инициированный политической партией. Если возвращаться к сущностным истокам процесса, то массовое моровое поветрие с отказом от прямых выборов главы исполнительной власти в муниципалитетах было политически инициировано администрацией Владимира Путина, а формально повод (и возможности) для этого создал Федеральный закон «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» № 131-ФЗ, принятый 8 октября 2003 года и обязавший все российские муниципалитеты пройти процедуру принятия новых уставов – в новом формате правовых категорий и по новой процедуре.
В Пскове история с городским уставом политически актуализовалась в 2005 году и вышла на пик остроты не только и не столько в связи с необходимостью приведения Устава города в соответствие со 131-ФЗ, сколько в связи с борьбой последнего избранного губернатора области Михаила Кузнецова с дважды избранным мэром Пскова Михаилом Хороненом, наиболее проходным кандидатом в губернаторы в 2004 году, снятым с губернаторских выборов 2004 года в интересах бывшего тогда губернатором Евгения Михайлова интригами администрации президента.
Хоронен, из рук которого бесспорная победа была вырвана буквально в последнюю минуту, не оставил усилий стать губернатором уже по новой системе назначения. Кузнецов воспользовался процедурой принятия нового Устава Пскова, чтобы политически «зачистить» Хоронена и не допустить его избрание на третий срок. Заложником этой борьбы стала сама система органов местного самоуправления Пскова. 8 декабря 2005 года состоялись публичные слушания по проекту нового Устава Пскова. Этим проектом предусматривалось, что глава муниципального образования (глава города) избирается из числа депутатов Псковской городской Думы, а глава администрации города принимается на работу по контракту. Иными словами, новый Устав Пскова ликвидировал институт прямых выборов мэра города. Подавляющее большинство участников слушаний высказались против проекта Устава, но в связи с тем, что рекомендации слушаний имеют по существу совещательный характер, они не носили для депутатов Псковской городской Думы юридически обязывающий характер.
15 декабря 2005 года Псковская городская Дума 11 голосами из 17 (предварительно снизив в своем регламенте толкование 2/3 списочного состава Думы с 12 до 11 человек), утвердила новый Устав Пскова. Несколько инициативных групп до нас пытались инициировать референдум о сохранении прямых выборов мэра, но их формулировки вопроса были обоснованно признаны городской Думой не соответствующими законодательству. Все эти группы были созданы с неформальным участием администрации Пскова и действовали в политических интересах Михаила Хоронена.
* * *
5 февраля Бюро Псковского регионального отделения «ЯБЛОКА» выдвинуло инициативу местного референдума по структуре органов местного самоуправления Пскова.
6 февраля пакет документов был подан в территориальную избирательную комиссию города Пскова. Мы пошли самым юридически корректным, на наш взгляд, путем и предложили вынести на референдум вопрос, текстуально полностью основанный на нормах Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: Какой вариант структуры органов местного самоуправления муниципального образования «Город Псков» для закрепления его в Уставе города Пскова вы поддерживаете:
Вариант 1. Глава муниципального образования «Город Псков» – глава города Пскова – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании и возглавляет исполнительно-распорядительный орган – администрацию города Пскова. Представительный орган муниципального образования – Псковская городская Дума – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вариант 2. Глава муниципального образования «Город Псков» – глава города Пскова – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании, входит в состав Псковской городской Думы с правом решающего голоса и исполняет полномочия ее председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного органа – администрации города Пскова – назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Пскова. Представительный орган муниципального образования – Псковская городская Дума – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
Вариант 3. Глава муниципального образования «Город Псков» – глава города Пскова – избирается Псковской городской Думой из своего состава и исполняет полномочия ее председателя, при этом глава исполнительно-распорядительного органа – администрации города Пскова – назначается на должность по контракту, заключаемому по результатам конкурса на замещение указанной должности на срок полномочий, определяемый уставом города Пскова. Представительный орган муниципального образования – Псковская городская Дума – избирается на муниципальных выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.
* * *
10 марта 2006 года формулировка вопроса была одобрена депутатами Псковской городской Думы.
27 марта территориальная избирательная комиссия г. Пскова выдала инициативной группе регистрационное свидетельство № 1, дающее право на сбор подписей избирателей.
С 27 марта по 25 апреля 2006 г. инициативной группой были собраны и сданы в территориальную избирательную комиссию 8687 (более 5% от числа избирателей) подписей жителей Пскова в поддержку проведения референдума, находившихся на 906 листах и сброшюрованных в 11 книг. Сбор подписей в поддержку референдума был организован исключительно на добровольных основах. В качестве сборщиков подписей его вели одновременно более 600 волонтеров (с разной степенью вовлеченности, конечно). Это была одна из самых массовых общественных акций в Пскове за всё постсоветское время. С 26 апреля по 10 мая ТИК г. Пскова с участием экспертов-почерковедов проверила подписи и оснований для отказа в проведении референдума не нашла. Уже тогда действовал 10-процентный лимит недостоверных и недействительных подписей, и борьба при проверке подписей шла за каждую подпись буквально. В пределы допустимого брака (при таком массиве он, конечно, был и носил сугубо технический характер) мы всё же уложились.
26 мая Псковская городская Дума назначила городской референдум на 16 июля. 19 июня избирательная комиссия Псковской области по рекомендации ЦИК РФ (позиция ЦИК носила чудовищно двусмысленный и даже провокационный характер и едва ли не сорвала референдум) утвердила форму и содержание бюллетеня для голосования на местном референдуме в Пскове. 28 июня новый Устав Пскова прошел государственную регистрацию в Министерстве юстиции РФ. Референдум оставался единственной возможностью преодолеть решение, принятое городской Думой.
* * *
На всем протяжении выдвижения инициативы и организации референдума инициативная группа не вылезала из судов, все процессы (в том числе после 16 июля) были нами выиграны. Основная борьба в судах шла с администрацией Пскова и действовавшими по ее поручениям частным порядком несколькими гражданами, а также прокуратурой Пскова.
До последнего момента нам всячески процедурно препятствовала территориальная избирательная комиссия: даже тогда, когда под угрозой судебного решения администрация города приняла решение о формировании избирательных участков, в официальной публикации были указаны десятки неверных телефонов: по ним никто не мог дозвониться до участковых комиссий и уточнить что-либо о процедуре голосования. Ошибки позднее были объяснены «устаревшими списками». Инициативная группа уточняла эти номера сама.
Мы обошли все юридические капканы и политические провокации. Администрация Псковской области выбрала тактику формального невмешательства в процесс, сочетавшийся с полным бойкотом темы референдума в подконтрольных СМИ. В момент начала агитационной кампании референдума (начало июня) было остановлено вещание городского телевидения (канал «Телеком»). Инициативная группа обратилась с просьбой о поддержке ко всем гражданам и политическим силам. Лозунгом референдума была избрана фраза «Голосуй за себя!» Логотипом референдума стал голосующий колобок (он же смайлик).
Прошло более 120 встреч в организациях. Усилиями инициативной группы вышли в свет и были распространены волонтерами четыре 100-тысячных четырехполосных выпуска информационного бюллетеня «Первый псковский референдум». Были изданы даже плакаты с комиксами.
В Зеленом театре Пскова прошел концерт рок-музыкантов в поддержку референдума. На FM-радио «Мелодия» вышли около 10 передач в прямом эфире «Диалоги о референдуме», куда могли позвонить (и звонили) слушатели.
На платформе сайта «Псковского агентства информации» первый псковский референдум вышел в Сеть: http://referendum.informpskov.ru (при реформе сайта ПАИ в 2011 году этот раздел был уничтожен). В городе были размещены больше 20 плакатов на биллбордах и больших растяжек.
Мы выложились до донышка. Коллеги задавались вопросом: «Что возьмет верх – сила «вечевого прошлого» Пскова или политическая пассивность значительного числа его нынешних обитателей?».
* * *
Весь день 16 июля я провел на избирательных участках. Практически у всех избирателей, которых я встречал, было одно и то же выражение лица: изумление от пустых коридоров.
В голосовании на первом псковском референдуме приняли участие 13 531 человек, обладающие правом голоса, из 164 630 зарегистрированных на момент голосования в Пскове участников референдума, то есть 8,22%.
Первый вариант структуры органов местного самоуправления (прямые выборы главы администрации города) поддержали 11 009 человек (81,36%), второй вариант (прямые выборы председателя Псковской городской Думы при назначаемом городской Думой главе администрации) поддержали 1 321 человек (9,76%), третий вариант (главу города выбирают депутаты городской Думы из своего состава и они же назначают главу администрации города) поддержал 1 037 человек (7,66%). Недействительными были признаны 0,66% бюллетеней.
При подведении первых политических итогов 17 июля нашлось место и благодарности, и сожалению, и оптимизму.
По данным большого городского опроса общественного мнения, проведенного уже осенью 2006 года муниципальной социологической службой, о проведении референдума знали около 90% жителей города, что было удивительным даже для нас показателем информационной насыщенности.
Когда людей, не пришедших на референдум, спросили: «Почему вы не приняли участие в голосовании?», более 70% в сумме выбрали варианты ответа: «Мы не пошли потому, что от нашего голоса ничего не зависит» и «Власть всё равно сделает так, как она хочет».
* * *
По какой-то высшего порядка логике, именно 16 июля 2006 года телеканал «Россия» показал фильм Алексея Горовацкого «Псковский набат. Сны о потерянном граде», консультантами которого выступили Савва Васильевич Ямщиков и Анатолий Николаевич Кирпичников. Фильм, повествовавший о культурной катастрофе Пскова, равнодушии и небрежении как властей, так и граждан, к историческому и культурному наследию города, завершался дикторским текстом: «Город теряет свой исторический облик. Его вечевой колокол замолчал 500 лет назад. Сегодня его голос слышен вновь. Он не созывает людей к стенам Псковского Кремля, как встарь. Он молит о спасении города. Он уже начал обратный отсчет последних дней Пскова». Вот основная аналитическая публикация Агентства политической информации «НАВИГАТОР» об истории проведения и результатах первого псковского референдума:
Лакмусовый бюллетень
Первый псковский референдум оказался зеркалом, в которое заглянули все псковские политики
Прошедший в Пскове городской референдум по структуре органов местного самоуправления стал событием, которое заставило проявить себя практически все основные политические силы региона – тема выборов главы города, как лакмусовая бумажка на школьном уроке химии, показала реальные цвета представителей политического спектра. Референдум в политическом смысле все еще не завершен – его результаты окажут влияние и на предстоящие выборы, и на другие действия региональных политиков. далее
Вот интервью, вышедшее в свет немного времени после события:
Лев Шлосберг: «Власть делает из народа продукт, пригодный для употребления»
Референдум по структуре органов местного самоуправления, прошедший в Пскове 16 июля, вызвал значительную для регионального события волну комментариев в российских СМИ. О нем написали «Эксперт. Северо-Запад», «Большая политика», «Российская газета», «Московские новости», «Новые известия», «Профиль», другие газеты и журналы, десятки сетевых изданий. далее
Хорошо бы издать книгу по всей этой истории: с документами, в том числе решениями судов, перепиской, обращениями, публикациями, протоколами и решениями. Знатный был бы том в истории российского местного самоуправления. Надеюсь, имеющий не только историко-архивное значение.
Оригинал