И. И. Петрункевич. Интеллигенция и «Вехи» (Вместо предисловия)
Год тому назад появился в печати сборник статей семи авторов под общим заглавием «Вехи», получивший широкое распространение
в обществе. Это были символические вехи, расставленные авторами на том
новом пути, куда приглашалась русская интеллигенция, якобы заблудшая, утратившая
религию и нравственность, порвавшая связи с народом и государством, усвоившая
учения анархизма, космополитизма и нигилизма. «Вехи», по убеждению их авторов,
ограждают путь, где интеллигенция совершит свое духовное перерождение...
К. К. Арсеньев. Пути и приемы покаяния
Замечается ли в нашем современном образованном обществе, к которому — или
даже, точнее, к одной части которого — исключительно обращена проповедь «Вех», что-либо похожее на
течения, приводящие к покаянию, к перелому в душевной жизни? Без сомнения, нет. Конечно, у нас растет
в последнее время интерес к религиозным вопросам: они обсуждаются в собраниях разных обществ, ставятся
в литературе, находят отголосок в беллетристике, но, занимая ум, они мало волнуют душу. Ни «богоискателям»,
ни «богостроителям» не удается возбудить сколько-нибудь широкое, и глубокое движение; никому из них не
дано «глаголом жечь сердца людей». Нет этого дара и у господствующей церкви. Велика до сих пор —
хотя и меньше, чем прежде, — ее власть над народной массой, но не растет ее влияние на интеллигенцию и не может
расти уже потому, что в среде самой церкви побеждает косность, тщательно подавляется всякий порыв
к свободе и свету. Во имя чего же или от чьего имени поднят «Вехами» клич к покаянию? В чем они видят ту точку
опоры, без которой нельзя сдвинуть с места даже инертную, пассивную тяжесть — и тем более живую,
сопротивляющуюся силу? Прямого ответа на этот вопрос авторы «Вех» не дают; можно только догадываться, что
между ними нет полного согласия...
Н. А. Гредескул. Перелом русской интеллигенции и его действительный смысл.
Что русская интеллигенция переживает теперь
серьезный кризис, серьезный перелом в своем духовном содержании; что она
на пути от своего «старого», ей привычного, примерно столетнего (от Новикова
и Радищева до наших дней) бытия к бытию «новому», теперь только начинающемуся,
— в этом едва ли кто-нибудь может в настоящее время сомневаться. «Кризис»,
или «перелом», интеллигенции есть факт почти что наглядный, почти что осязаемый,
во всяком случае, дающий о себе знать тысячами самых разнообразных симптомов.
Его незачем «доказывать», его можно «констатировать», как нечто очевидное
для всех. «Перелом», или, во всяком случае, какая-то большая «перемена»
в интеллигенции, непосредственно чувствуется всеми как в самих себе, так
и в других. Мы все — «не те», что были раньше. Мы все — иначе чувствуем,
иначе мыслим, на иное надеемся, иного опасаемся, чем это было прежде.
Словом, сознание происходящей в нас теперь большой общественной перемены,
можно сказать, внутреннее, почти что органическое, подобное тому, какое
бывает у отдельного человека при переходе из одного возраста в другой...
М.М.Ковалевский. Взаимоотношение свободы и общественной солидарности
Как бы широко ни понимали своей задачи общественные и политические реформаторы, ни один из них
не может рассчитывать на проведение в жизнь своей схемы, если в ней требование общественной
солидарности — справедливость не будет признано в равной степени с требованием автономии
личности — свободой ее физических и нравственных проявлений. Вот почему демократический
цезаризм может быть только временной и преходящей формой, вот почему и так называемая диктатура
пролетариата не заключает в себе постоянного решения, и прочным порядком политического
устройства могут быть только те образы правления, при которых народ обладает свободой
самоопределения в такой же степени, как и входящие в состав его члены, т. е. под условием
соблюдения норм права, в свою очередь являющихся вынуждаемыми властью требованиями
общественной солидарности...
П. Н. Милюков. Интеллигенция и историческая традиция
Едва ли кто-нибудь будет отрицать, что
в настроении и в складе общих воззрений русской интеллигенции за последнее
время происходят очень существенные изменения. Источники этих измеаений,
конечно, весьма разнообразны, и совершающийся в интеллигентской психике
процесс перелома можно было бы изучать с очень разнообразных точек зрения.
Можно было бы, например, проследить связь и зависимость его от последних
европейских течений в области политики, философии, искусства, литературы
и т. д. Можно было бы заняться специально выяснением отношений между новыми
веяниями и предыдущими течениями русской интеллигентской мысли. Но есть
одна точка зрения, с которой изучение интеллигентской эволюции (или «кризиса»)
приобретает особенно животрепещущий и практический интерес. Это именно
— вопрос о связи совершающегося перелома с последними политическими событиями
и с изменением русского государственного строя после 17 октября 1905 года.
Именно так поставила вопрос группа писателей, объединившихся для изучения
русской интеллигенции в сборнике «Вехи». Так поставлю его и я...
Д. Н. Овсянико-Куликовский. Психология русской интеллигенции
Идеология есть миросозерцание и система
убеждений человека. Но не всякое миросозерцание и не всякая система убеждений
есть идеология. Различие зависит от психологических отношений человека
к его идеям, понятиям и убеждениям. Это различие бросается в глаза, но
выяснить его психологические основания и дать ему исчерпывающее определение
не так-то легко. Пока я указал па одну черту: на род психологически-религиозного
отношения человека к его воззрениям и убеждениям как на выдающийся и наиболее
ясный признак идеологической натуры. Назвать эту черту фанатизмом
нельзя, ибо, во-первых, не всякий фанатик — идеолог, а во-вторых, как я
постараюсь выяснить это, идеолог может и не быть фанатиком, подобно тому,
как есть натуры глубоко религиозные, но отнюдь не обнаруживающие религиозного
фанатизма...
М.А.Славинский. Русская интеллигенция и национальный вопрос
Мы живем под знаком чрезвычайного оживления
национальных и националистических чувств у всех народов, населяющих Российскую
империю... Сложная национальная жизнь Кавказа,
не изученная и не разработанная, тревожит загадочностью своей структуры,
плохо поддающейся учету и определениям, сулящей неожиданные перспективы
не только национального характера. Так же загадочен и мусульманский имперский
Восток — пестрый, с севера на юг тянущийся пояс народностей, спаянных единой
мощной религиозной культурой, стремящихся из конгломерата развить органическое
единство. И далее на восток виднеются неясные очертания сибирских народностей,
делающих первые шаги от начала этнического к началу национальному...
М. И. Туган-Барановский. Интеллигенция и социализм
Социалистическая симпатия русской интеллигенции составляет одну из ее наиболее
характерных отличительных черт. Можно быть различного мнения относительно глубины и
серьезности этих симпатий; но не подлежит сомнению, что в среднем русском интеллигенте
не заметно ничего похожего на враждебное отношение к социализму, которое так часто
приходится встречать в представителях образованных классов Запада. Русский интеллигент,
если он вообще не чужд общественных интересов, обычно более или менее сочувствует,
а иногда и фанатически привержен социализму. Это настолько .бросается в глаза,
что почти не требует доказательств...
|