Интеллигенция в России (1910 год)
Вокруг "Вех"
От себя я скажу, что это — самая грустная и самая благородная книга,
какая появлялась за последние годы. Книга, полная героизма и самоотречения.
<...>
Как глубокомысленный Ё. П. Иванов сказал, что «революция оправдалась
в том, что она не удалась», так я добавлю об интеллигенции: над черствой
бесчувственностью ее и черным бесстыдством ее можно было бы поставить крест,
не появись «Вехи»; но эти русские интеллигенты, все бывшие радикалы, почти
эс-деки, и во всяком случае шедшие далеко впереди и далеко левее Мережковского,
Философова и Розанова, когда-то деятели и ораторы шумнык митингов (Булгаков),
вожди кадетов (Струве), позитивисты и марксисты не только в статьях журнальных,
но и в действии, в фактической борьбе с правительством, этим удивительным
словом в сущности о себе и своем прошлом, о своих вчерашних страстнейших
убеждениях, о всей своей собственной личности, вдруг подняли интеллигенцию
из той ямы и того рубища, в которых она задыхалась, в высокую лазурь неба.
В. Розанов. Мережковский против «Вех» (Последнее религиозно-философское
собрание), («Новое время» № 11897, 27 апреля 1909 г.)
Книга эта не столько политическая, сколько педагогическая; отнюдь
не публицистическая, — нисколько, а философская. <...>
Она непременно останется и запомнится в истории русской общественности,
— и через пять лет будет читаться с такой же теперешней свежестью, как
и этот год. Не произвести глубокого переворота в умах она не может. <...>
Книга не обсуждает совершенно никаких программ; когда вся публицистика
целые годы только этим и занята! «Вехи» говорят только о человеке и об
обществе.
В. Розанов. Между Азефом и «Вехами» («Новое время» № 12011, 20 августа
1909 г.)
Появление такого сборника, как «Вехи», есть акт бунтовщический и
дерзко-революционный в том своеобразном духовно-умственном царстве, которое
именуется русской интеллигенцией, и его революционная сила направлена против
тирании того идола, которому приносилось столько человеческих жертв, имя
же которому политика. <...>
Единство темы в данном случае объединило писателей разных толков
и вер, разных практических пожеланий, темой же избран вопрос, которого
нельзя было обойти, — переоценка идеалов, столько лет владевших умами и
потерпевших материальное и нравственное крушение. Новый идеал, который
теперь пытаются водрузить на развалинах прежних упований, определяется
так: «признание теоретического и практического первенства духовной жизни
над внешними формами общежития». <...>
Хотя авторами сборника оплачен сполна входной билет для разговора
со своей публикой, т. е. обругано в необходимой мере и правительство, и
государственный строй, это не помогло: авторов потащили на суд партийной
непримиримости, крамольность их воззрений была установлена с военно-полевой
скоростью и неблагонамеренность их провозглашена с торжественностью, которой
повредила разве некоторая поспешность приговора. Тем не менее беспощадное
и суровое зеркало интеллигентской сущности осталось налицо. <...>
Во всяком случае, появление такой самокритики, как «Вехи», является
одним из первых духовных плодов тех начатков свободы, которые понемногу
прививаются в русской жизни.
А. Столыпин. Интеллигенты об интеллигентах («Новое время» № П893, 23
апреля 1909 г.)
Для Бердяева спасение русской интеллигенции в «религиозной философии»;
для Франка — в «религиозном гуманизме»; для Булгакова — в «христианском
подвижничестве»; для Струве — в «государственной мистике»; для Изгоева
— в «любви к жизни»; для Кистяковского — в «истинном правосознании»; для
Гершензона — в старании сделаться «человеком» из «человекоподобного чудовища».
Семь нянек семью песенками баюкает дитя; семь врачей лекарствами
лечат больного. Но недаром говаривал Амвросий Оптинский, что давать советы
— бросать с колокольни маленькие камешки, а исполнять — большие камни на
колокольню втаскивать. <...:>
Не медвежья услуга разве только одна: доказательство от противного,
что, несмотря на безбожие русского освобождения, есть у него тайный религиозный
смысл, так что, может быть, чем безбожнее явное, тем религиознее тайное;
отрицать этот смысл можно только отрицая всякую религиозную общественность,
что и делают «Вехи»; доказательство от противного, что освобождение, если
еще не есть, то будет религией; и религия, если еще не есть, то будет освобождением.
Д. Мережковский. Семь смиренных («Речь» № 112, 26 апреля 1909 г.)
Перед нами не альманах, не случайный сборник, каких теперь появляется
много; это книга, написанная по определенному плану. Наперед была поставлена
задача, и заранее были распределены роли.
Г. Бердяев взялся опорочить русскую интеллигенцию в философском отношении.
Г. Булгаков должен был обличить ее с религиозной точки зрения.
Г. Гершензон принял на себя труд изобразить ее психическое уродство.
Г. Кистяковский взялся доказать ее правовую тупость и неразвитость.
Г. Струве — ее политическую преступность.
Г. Франк — моральную несостоятельность.
Г. Изгоев — педагогическую неспособность.
За интеллигенцию взялись, таким образом, сразу семь писателей. Число
— вполне достаточное, можно даже сказать: символическое... Они дружно поработали:
каждый по своей специальности постарался, да и другим помог по силе возможности.
Результат получился свыше всяких ожиданий. Грехов, пороков, преступлений
у русской интеллигенции оказалось такое множество, что авторы сборника,
по-видимому, сами пришли в смущение, когда опубликовали результаты своих
изысканий. <...>
Обширную, хотя и неопределенную, территорию охватили семь писателей
своими розысками; большой, хотя и неопределенный, период времени они исследовали...
Каждый тщательно собирал материалы для обвинения и не менее тщательно обходил
и выделял все, что могло, по его мнению, смягчить их или опровергнуть.
А потом все собранное таким образом стащили в одну кучу, — и поставили
на счет русской интеллигенции.
Один их прием... состоял в том, что свойственное целому роду они
приписывали в качестве характерной особенности виду; другой их прием заключался
в том, что они приписывали целому виду то, что им удалось подметить у той
или иной из его разновидностей и даже хотя бы у отдельного индивидуума,
— подметить в настоящем или в прошлом, если не в одну эпоху, то в другую,
Куча получилась не малая — под нею, казалось бы, можно было похоронить
русскую интеллигенцию. Одна беда: эта куча сама собой рассыпается. Легко
понять, что при указанном методе в книге неизбежно должна была получиться
масса противоречий, — больше того: взаимно исключающих друг друга положений.
У одной разновидности оказался один порок, у другой — прямо ему противоположный;
для одной эпохи характерно было одно прегрешение, а другая — впала в грех
как раз обратный; много и то значит, с какой кто точки зрения смотрел:
в одном и том же объекте один порок открыл, другой добродетель заметил...
Соединив собранные ими материалы в одну кучу, авторы «Вех», очевидно, и
сами обратили внимание, что они плохо укладываются вместе: торчат в разные
стороны, — того и гляди, вся куча рассыплется. В предисловии они спешат
предупредить об этом и успокоить своих читателей, что это только «кажущееся
противоречие» и что происходит-де оно от того, что «вопрос исследуется
участниками в разных плоскостях»... <...>
Искренние это писатели... Но искренность, очевидно, имеет границы,
за которыми она переходит... Мне не хочется решать, во что она переходит
и какую именно границу перешли авторы сборника, как будто нарочно рассчитанного
на то, чтобы произвести скандал... <...>
В предисловии... авторы «Вех» называют своих предшественников: Чаадаева,
Соловьева, Толстого, «всех наших глубочайших мыслителей»... Мне кажется,
это слишком великие для них предтечи.
А предтечи у них были. Были: Крестовские Стебницкие, Марковичи, Дьяковы-Незлобины...
Много их было.
А. П е ш е х о н о в. На очередные темы. Новый поход против интеллигенции
(«Русское богатство». 1909. № 4)
Вышла замечательная книга «Вехи». Несколько русских интеллигентов
сказали горькие слова о себе, о нас; слова их проникнуты живым огнем и
любовью к истине; имена участников сборника гарантируют нас от подозрения
видеть в их словах выражение какой бы то ни было провокации; тем не менее
печать уже над ними учинила суд; поднялся скандал в «благородном семействе»:
этим судом печать доказала, что она существует не как орган известной политической
партии, а как выражение вне партийного целого, подчиняющего стремление
к истине идеологическому быту: поднялась инсинуация; «Вехи»-де шаг на-право;
тут-де замаскированное черносотенство; печать не ответила авторам «Вех»
добросовестным разбором их положений, а военно-полевым расстрелом сборника;
тем не менее «Вехи» читаются интеллигенцией: русская интеллигенция не может
не видеть явной правдивости авторов и красноречивой правды слов о себе
самой; но устами своих глашатаев интеллигенция перенесла центр обвинений
с себя, как целое, на семь злополучных авторов. <:...>. Несправедливым
судом над «Вехами» русская печать доказала, что она недопустимо пристрастна;
авторы «Вех» и не думали вовсе судить интеллигенцию; они указали лишь на
то, что препятствует русскому интеллигенту из раба отвлеченных мечтаний
о свободе стать ее творцом... <...>
Отношение русской прессы к «Вехам» унизительно для самой прессы;
как будто отрицается основное право писателя: правдиво мыслить; с мыслями
авторов «Вех» не считаются; мысли эти не подвергаются критике: их объявляют
попросту ретроградными, что равносильно для русского интеллигента моральной
недоброкачественности; тут применима система застращивания и клевета.
Я не стану касаться разбора этой замечательной книги; она должна
стать настольной книгой русской интеллигенции.
Я хотел только отметить ее участь: «Вехи» подверглись жестокой расправе
со стороны русской критики; этой расправе подвергалось все выдающееся,
.нто появлялось в России. Шум, возбужденный «Вехами», не скоро утихнет;
это — показатель того, что книга попала в цель,
А. Белый. Правда о русской интеллигенции. По поводу сборника «Вехи»
(«Весы», 1909, № 5)
Московские «Вехи» — и никого не спасут, и никому не укажут даже дороги
к спасению. Православие и атеизм, славянофильство и западничество, мистика
и буржуазная расчетливость спутываются в них безнадежным клубком, который,
как клубок ведьмы в русских сказках, способен завести только в лихое место.
Но при всех своих противоречиях, при всем бессилии положительной мысли
в этом сборнике есть единое политическое настроение, которое делает его
в общественном смысле значительной отрицательной величиной.
Авторы не свели концов с концами; часто они противоречат самим себе.
Быть может, они бессознательно собрались под белой обложкой московского
сборника, повинуясь непреодолимой тяге. Бессознательно, но не случайно.
Их связал в уродливый узел дух злобы против русской интеллигенции.
Они обманывают и себя, и других, когда говорят, что соединились для совместного
творчества новых ценностей. Они соединились только для совместного разрушения
старых ценностей русской интеллигенции. Это — боевой политический союз,
в котором не разбирают средств. <...>
...Слова «русская интеллигенция» на страницах московского сборника
являются синонимом русской демократии.
Злобное отношение к ее идеологии и яростная борьба с ее политической
работой — вот те две вехи, которые действительно поставлены объединенными
усилиями авторов сборника на дороге русской общественности.
Староваты эти вехи... <...>
Народническое мракобесие, сектантское изуверство, бездонное легкомыслие,
духовное родство с грабителями, корыстными убийцами, хулиганами и разнузданными
любителями полового разврата, мерзость запустения, праздность, неряшливость,
гомерическая неаккуратность в личной жизни, грязь и хаос в брачных и вообще
в половых отношениях» наивная недобросовестность в работе, в общественных
делах — необузданная склонность к деспотизму и совершенное отсутствие уважения
к чужой личности, перед властью, — то гордый вызов, то покладливость, легион
бесов... Такими чертами характеризуют «Вехи» русскую демократию. <...>
Если моральные обвинения русской интеллигенции сводятся к расплывчатым
формулам семи смертных грехов, то политические обвинения отличаются полной
отчетливостью и проникнуты совершенно определенным духом. Главная вина
русской интеллигенции заключается, по мнению авторов «Вех», именно в ее
демократичности. Как ни своеобразно формулирована эта мысль в различных
статьях сборника, содержание ее остается неизменным в хаосе самых вопиющих
противоречий. <...>
Но все они согласны в одном, что отрицательные черты русской интеллигенции
находятся в прямой зависимости от ее народолюбия, от ее развитых социальных
инстинктов. <...>
Исследуя форму интеллигентских симпатий, критики русской интеллигенции
произнесли приговор и над их содержанием. Дело не в том, что интеллигенция
народолюбива, что она сосредоточила свои силы на борьбе за лучшие общественные
условия народной жизни; дело в том, что народолюбие интеллигенции влечет
за собой определенные практические шаги, которые нарушают мудрые чертежи
г. Булгакова и его товарищей; что оно создает определенные общественные
идеалы, которые ненавистны всем, кто, подобно Гершензону, прячется от демократии
за правительственными штыками. <..»:>
Реставрация славянофильства, искажение западничества, воскрешение
идей прусских реакционеров, повторение прописной морали церковных проповедей,
пережевывание бульварной европейской полемики против социализма — вот все
средства, которыми располагали участники сборника длн крикливого выступления.
<...>
Авторы «Вех» создали много шуму, но и только. Никаких новых ценностей
они не создали.
Н. Иорданский. Творцы нового шума («Современный мир», 1909, № 5)
Истекающая неделя была для меня праздником: в эти дни, точнее — в
эти ночи, я читал «Вехи». Я читал слова любви, правды, сострадания и веры
в людей, в наше общество. <...>
Впрочем, отдельного человека все-таки возможно нравственно отрезвить,
но когда в упорном заблуждении соединилось большинство общества и объявило
зло добром, а добро глупостью, то идти против них хотя бы со словом самого
искреннего доброжелательства, — это подвиг. Да, это подвиг, великий
и прекрасный. Такой подвиг приняли на себя авторы «Вех». Они обратились
к обществу с призывом покаяния, с призывом верить, с призывом к труду и
к науке, к единению с народом, к завещаниям Достоевского и славянофилов.
<...>
Читатели, которым все это дорого, с восторгом приветствуют вас, русские
писатели! Мы не знаем, чем больше восхищаться: научностью ли, разумностью
ли ваших доводов, или примиренным любящим голосом вашего обращения к инакомыслящим,
или вашей верой в силу человеческой совести даже у тех, кто ее отрицает
и в теории, и на практике; или, наконец, вашей суворовской храбростью,
вашим восторженным мужеством, с которым вы, подобно уверовавшему Савлу,
обращаетесь к своим собратьям по бывшему ложному увлечению. Все эти свойства
речи может внушить только возвышенная, благородная душа, широко просвещенный
светлый ум и русское открытое сердце. <...>
Конечно, не во всех теоретических положениях я с вами согласен, но
тем отраднее, пожалуй, приветствовать провозвестников общественного возрождения
из другого лагеря. <...>
Ваша книжка раскупается нарасхват; она возбуждает бледный страх среди
упорных поборников нигилизма, но искренних между ними заставляет с радостным
трепетом возвращаться к разумной и праведной жизни. Можно опять радоваться
за русских людей, можно снова взирать на их заблуждения и падения, как
на временное безумие и болезнь, можно снова надеяться на русское общество,
на Русь. <...>
Да, сказалась русская душа, любящая правду, отзывчивая на голос любящих
сердец: наше общество вновь склонило уши к слушанию правды нравственной
и религиозной, которая одна только и сродна его душе, притворно зарывающейся
в вопросы жизни внешней, по существу ей вовсе чуждой, как справедливо утверждав
француз Леруа Болье и как теперь разъясняете вы, дорогие наши писатели.
<...:>
Вы пошли на правое дело без расчета, не подумали о том, сколько нравственных
заушений придется вам принять за правду. Пошли, убив в себе всякое тщеславие,
следуя только совести и любви. Вы знали, что если и не поймут вас на земле
люди, то будут приветствовать с неба ангелы. <...>
Ваше дело, ваша книга, есть событие, событие чистое, христианское,
русское. <...>
Поклон вам и привет, Божие благословение, добрые русские писатели.
Архиепископ Антоний. Открытое письмо авторам сборника «Вехи» 1 мая 1909
(«Слово», № 791. 10 мая 1909 г.)
Сборник «Вехи» встречен был читающей публикой и критикой недружелюбно.
Сердились и негодовали одни, недоумевали — другие, недовольными, в лучшем
случае неудовлетворенными, остались все. Действительно, непродуманность
общего плана сборника и недостаточная осторожность в приемах ввиду серьезности
и новизны задачи вызвали недоразумения, которых можно и должно было избегнуть.
<...>
Я не согласен с решением проблемы русской интеллигентской жизни,
которое предлагают «Вехи», считаю их дело хотя и счастливым по замыслу,
но неудачным по исполнению. Тем не менее думаю, что авторы и по личным
своим заслугам перед той же интеллигенцией, и по важности и современности
темы имеют право на серьезное и справедливое отношение к своему труду.
Писатели столь различных воззрений на основные вопросы жизни и знания заговорили
об идейных устоях нашей жизни: заговорили вместе, перебивая друг друга,
путаясь, то повторяясь, то недоговаривая, выдвигая аргументы, друг друга
ослабляющие. Но если оставить в стороне чисто полемические цели, нельзя
отрицать того, что в этом нестройном хоре можно распознать один общий основной
мотив. <...>
Раз возникло резко отрицательное отношение к прошлому и настоящему
нашей интеллигенции у людей разных миропонимании и разных устремлений,
естественно подозрение, что в жизни нашей интеллигенции действительно не
все обстоит благополучно. Авторы «Вех» почувствовали, что русская интеллигенция
уперлась в глухую стену, что дальше по старому пути идти некуда и что перемена
курса для нее жизненно необходима. Решительное и бесстрашное признание
этого факта, вызванное глубокой обидой за настоящее и страстным исканием
лучшего будущего, действительного возрождения и обновления, есть та общая
почва, на которой сошлись наши авторы. В постановке проблемы интеллигенции
я вижу большую, хотя, к сожалению, единственную заслугу «Вех». <...>
Читатели, знакомые с «Вехами», заметят, что я почти всецело принимаю
их практическую программу, и чем больше я дорожу ею, тем решительнее должен
отвергнуть ее теоретическое обоснование. За веру в идеи русская интеллигенция
поплатилась достаточно дорого. Пусть учится жить и в жизни полюбит все,
что делает ее сильной, богатой, красивой.
С. Лурье. О сборнике «Вехи» («Русская мысль», 1909, № 5)
Маленький сборник «Вехи» вызвал очень большой шум в прессе и обществе.
На горизонте журналистики загремели громы и заблистали молнии. Одно собрание
достаточно взрослых людей вынесло даже специальную резолюцию, выражающую
порицание и строгий выговор «Вехам» за непочтительное отношение к интеллигенции.
Все это как нельзя лучше указывает на то, что «Вехи» ударили в какое-то
больное место нашей современности, подняли вопросы, действительно назревшие,
острые и для многих мучительные. <...>
Я верю в благотворную силу критики, к чему бы она ни прилагалась,
и во имя этой веры приветствую «Вехи», как честный голос убеждечных людей,
привыкших бороться не за идолы, а за идеалы. <...>
Крупной заслугой сборника мне представляется яркое и меткое указание
на те недостатки нашей интеллигенции, которые препятствуют ей развить настоящую
огнеупорность в жизненной борьбе. <...>
Трудно понять, каким образом авторы разобранных статей, столь склонные
к тонкому психологическому анализу, упускают из виду, что смущающие их
недостатки русской интеллигенции — доктринерство, нетерпимость, духовный
максимализм — выращиваются как раз в атмосфере оторванности от общественного
дела, при слишком одностороннем направлении духовного взора «внутрь себя»
и, наоборот, только в живом столкновении с действительностью находят свой
корректив.
«Вехи» сослужат немалую службу русскому обществу, если побудят его
задуматься над своими недостатками. Но плоды этого раздумья вряд ли совпадут
с выводами и призывами наших проповедников. Жизнь, всегда торжествующая
над придуманными схемами, возьмет свое и научит тому, что воспитание личности
немыслимо без непрерывного внешнего и .общественно-организованного проявления
ее внутренней работы.
А. Кизеветтер. О сборнике «Вехи» («Русская мысль», 1909, № 5)
Известный сборник «Вехи», составленный влиятельнейшими к.-д. публицистами,
выдержавший в короткое время несколько изданий, встреченный восторгом всей
реакционной печати, представляет из себя настоящее знамение времени. Как
бы ни «исправляли» к.-д. газеты слишком бьющие в нос отдельные места «Вех»,
как бы ни отрекались от них отдельные кадеты, совершенно бессильные повлиять
на политику всей к.-д. партии или задающиеся целью обмануть массы насчет
истинного значения этой политики, — остается несомненный факт, что «Вехи»
выразили несомненную суть современного кадетизма. Партия кадетов есть партия
«Вех».
Ценя выше всего развитие политического и классового сознания масс,
рабочая демократия должна приветствовать «Вехи», как великолепное разоблачение
идейными вождями кадетов сущности их политического направления. <...>
«Вехи» — крупнейшие вехи на пути полнейшего разрыва русского кадетизма
и русского либерализма вообще с русским освободительным движением, со всеми
его основными задачами, со всеми его коренными традициями. <...>
Энциклопедия либерального ренегатства охватывает три основные темы:
1) борьба с идейными основами всего миросозерцания русской (и международной)
демократии; 2) отречение от освободительного движения недавних лет и обливание
его помоями; 3) открытое провозглашение своих «ливрейных» чувств (и соответствующей
«ливрейной» политики) по отношению к октябристской буржуазии, по отношению
к старой власти, по отношению ко всей старой России вообще. <...>
В русской интеллигенции «Вехи» бранят именно то, что является необходимым
спутником и выражением всякого демократического движения. <...> Демократическое
движение и демократические идеи не только политически ошибочны, не только
тактически неуместны, но и морально греховны, — вот к чему сводится истинная
мысль «Вех», ровно ничем не отличающаяся от истинных мыслей Победоносцева.
Победоносцев только честнее и прямее говорил то, что говорят Струве, Изгоевы,
франки и К °. <...>
Словечки, вроде «народопоклонничество», так и кишат в «Вехах». Это
не удивительно, ибо либеральной буржуазии, испугавшейся народа, ничего
не остается, как кричать о «народопоклонничестве» демократов. Отступления
нельзя не прикрыть особенно громким барабанным боем. <...>
«Вехи» — сплошной поток реакционных помоев, вылитых на демократию.
Понятно, что публицисты «Нового времени», Розанов, Меньшиков и А. Столыпин,
бросились целовать «Вехи». Понятно. что Антоний Волынский пришел в восторг
от этого произведения вождей либерализма. <...>
«...Вехи» хороши тем, что вскрывают весь дух действительной политики
русских либералов и русских кадетов, в том числе. Вот почему кадетская
полемика с «Вехами», кадетское отречение от «Вех» — одно сплошное лицемерие,
одно безысходное празднословие. Ибо на деле кадеты, как коллектив, как
партия, как общественная сила, вели и ведут именно политику «Вех».
В. Ильин (В. И. Ленин). О «Вехах» («Новый День» № 15, 13 декабря 1909
г.)
Сборник «Вехи», о котором теперь так много говорят и пишут. имел
действия камня, брошенного в болото. Вот уже два с лишним месяца, как он
стал предметом обсуждения в нашей печати; с тех пор не прекращается неистовое
о нем кваканье и кряканье. Видно, камень был большой и тяжелый.
Нарушителей общественного спокойствия, как водится, обвиняют в измене:
только на этот раз речь идет не об измене государству, а об измене освободительному
движению; и обвинителями являются левые, а не правые. Во всем прочем на
долю «Вехам» достался тот самый прием, каким всегда встречают у нас изобличителей.
<...>
Составители «Вех» поставили себе задачей выяснить те недостатки борцов
за освобождение, которые были причиной их неудач и торжества реакции. За
это левая печать обвиняет их в том, что они-то именно и делают реакцию.
<...>
В основном упреке, который делается «Вехам», — мало логики, но зато
много раздражения. Тут, как и всегда, оправдывается пословица: «Юпитер,
ты сердишься, следовательно, ты виноват». Своими разоблачениями составители
сборника попали не в бровь, а прямо в глаз; наглядное тому доказательство
— прежде всего полемические статьи, против них направленные. <...>
Несмотря на неопределенность понятия «интеллигенции», у составителей
«Вех» несомненно есть общий предмет исследования, общая задача и некоторые
общие взгляды, которые служат достаточным основанием для внешнего объединения
их статей.
Хотя «Вехи» называются «сборником статей о русской интеллигенции»,
однако в действительности предметом их рассуждении служит не в с
я интеллигенция, а только та, которая активно участвовала в революции
1905 года и подготовляла ее раньше, — иными словами, — и н т е л
л и г е н ц и я р а д и к а л ь н а я. Хотя вопреки авторам «Вех»
трудно говорить о единстве мировоззрения даже этой интеллигенции, однако
существует осрбое направление, точнее говоря, особый духовный склад, который
может считаться господствующим, типическим в ее среде. Это и есть то самое,
что нашло себе изображение и критику в «Вехах»: эта критика в действительности
относится не к интеллигенту вообще, а к типическому интеллигенту-радикалу.
При этом авторы сборника оценивали деятельность интеллигенции в ее
отношении к событиям последних лет; это делает понятным, почему критика
интеллигенции у них совпала с критикой освободительного движения. Они попытались
выяснить ее ответственность за неудачи нашей освободительной борьбы и высказали
по этому предмету много справедливого, дельного.
Они прекрасно разоблачили сущность нашего революционного народничества,
выродившегося в народопоклонство. <...>
Освободительное движение погибло не столько от внешнего удара, сколько
от смертельной внутренней болезни. И «Вехи» правы в том, что недуг был
нравственного свойства. В 1905 году власть была бесконечно слаба; старый
порядок, казалось, был при последней издыхании. Он никогда не мог бы воскреснуть,
если бы на помощь ему не явилась общественная реакция. Откуда же она взялась?
Она не извне пришла, а возникла изнутри. Она развилась из зародыша, который
таился в сгмом освободительном движении. Оно на создало правового порядка,
потому что оно само попирало право. Оно не освободило Россию, потому что
оно усвоило себе тот безграничный произвол, который означает, гибель свободы.<...>
Не против любви к народу, как утверждает тенденциозная критика, а
против народничанья и народничества направлены «Вехи». Ему они наносят
меткий и решительный удар.
Под народничеством в сборнике разумеется то направление, которое
делает народ предметом культа и заменяет им высший нравственный критерий.
<...>
Авторы «Вех» нанесли удар этому идолу, которому когда-то и они вместе
с другими тщетно молились. Правы они в этом или не правы? Принесли ли они
этим пользу или вред? На это приходится ответить, во-первых, что правда
ценна сама по себе, независимо от приносимой ею пользы, а во-вторых, что
на свете не существует полезных идолов и благодетельных заблуждений. В
частности заблуждение народничества должно быть разрушено во что бы то
ни стало уже потому, что оно служит у нас источником деморализации и общественной
гибели. Реакция торжествует вовсе не потому, что мы возмущаемся политическими
убийствами, экспроприациями и иными безобразиями, сопровождавшими освободительное
движение, а потому, что эти безобразия действительно совершались и не встречали
в нашей среде достаточного негодования и противодействия.
И в этом заключается ответ на вопрос ~ на чью мельницу льют воду
«Вехи». Русское освобождение погублено русским народничеством. Чтобы воскресить
и довершить освобождение, надо окончательно отрешиться от народничества.
Чтобы освободить народ, нужно найти другой высший предмет почитания и высший
критерии поведения над народом. Необходимо признать, что существуют начала
нравственные и правовые, которые обладают всеобщей и безусловной ценностью,
независимо от того, полезны или вредны они большинству, согласны или не
согласны они с его волей.
Это и есть то самое, что проповедуют «Вехи». Вере в народ они противополагают
веру в ту сверхчеловеческую истину, которая одна делает людей свободными.
Народничеству они противопоставляют уважение к праву и уважение к достоинству
человека, которое составляет смысл и оправдание его свободы.
Отдельные неудачные фразы, встречающиеся в сборнике, не уничтожают
его основной положительной заслуги. Для всякого, имеющего уши слышать,
тот призыв к самоуглублению и самоусовершенствованию личности, который
мы находим в «Вехах», прозвучит как призыв к свободе: ибо без свободы нет
ни совершенства личности, ни даже самой личности: уважать личность значит
признавать ее свободу. Авторы «Вех» отдают себе в том ясный отчет: говоря
словами Гершензона, они верят в преобразование нашей общественности иерея
обновленную личность.
Не «Вехи» льют воду на мельницу реакции, а их противники — те самые,
которые сражаются за старых идолов и остаются при прежних иллюзиях.
Е. Трубецкой. «Вехи» и их критики («Московский Еженедельник» № 23 13
июня 1909 г.)
|