С тревогой и беспокойством наблюдаем за развитием топливного кризиса в стране, начавшегося неделю назад в Алтайском крае.
Каждый день все новые и новые регионы включаются в орбиту кризиса.
На фоне дефицита моторного топлива, наблюдается резкий скачок его в цене, что может уже в ближайшее время негативно сказаться на росте цен на товары и услуги, в первую очередь на стоимости продуктов первой необходимости, тем самым запустить маховик инфляции.
Ситуация усугубляется тем, что возникновение дефицита моторного топлива по времени совпало с началом садово-дачного сезона и с периодом подготовки к весенним полевым работам и грозит осложнениями в проведении посевной кампании. Отрицательными последствиями от осложнений в проведении посевной кампании, могут стать: неудовлетворительные результаты осенней уборочной кампании, рост цен на продукты питания, а это, в свою очередь, поставит под угрозу продовольственную безопасность страны.
К сожалению, в стране, которая по заявлению премьер-министра в 2010 г. вышла на первое место в мире по добыче нефти, Правительством не названы причины, разразившегося топливного кризиса.
Мы уверены, что это вызвано системным кризисом отрасли, в том числе следующими причинами:
Первая. Это картельный сговор двух крупнейших компаний «Роснефть»-Алтайнефтепродукт» и «Газпромнефть-Алтай», одним из собственников которых является государство. Именно они на 90 процентов обеспечивают поставки в регион. Сейчас они поставляют бензин только для своих заправок. Целью сговора является не только или ни сколько путем кризиса добиться для себя более выгодных оптовых цен на внутреннем рынке, но и попытка выдавить с рынка независимых топливных операторов. Так, например, в Алтайском крае из 850 заправок только 100 в регионе вертикально интегрированы в эти две нефтяные компании и это явно не устраивает «Роснефть» и «Газпромнефть». Большая доля независимых операторов на рынке ГСМ региона и объясняет масштабность кризиса в Алтайском крае.
Вторая. Одновременное проведение ремонтных работ на ряде нефтеперерабатывающих заводов в период повышенного спроса на внутреннем рынке в ГСМ.
Третья. Кризис это результат использования административных, а не рыночных методов управления данной отраслью экономики. «Ручное» управление ценами топлива на внутреннем рынке в начале года на фоне роста мировых цен на нефть, внесло дисбаланс в эту систему. Внутренний рынок стал существенно менее доходным по сравнению с внешним рынком, что и послужило переориентацией интересов бизнеса на экспорт.
Попытка краевых властей возложить ответственность за развития кризиса ГСМ на независимых операторов розничной сети, которые не сумели или не захотели вписаться в новую систему продажи ГСМ на биржевых торгах, не выдерживает критики.
Система биржевых торгов «неконкурентная». Например, на последних торгах минимальный лот составлял 14 тысяч тонн, что составляет двухнедельную потребность в топливе всего Алтайского края, на бирже реализуется от всего 10-30 процентов ГСМ.
Кроме того, ближайшие к краю нефтеперерабатывающие заводы г. Омска и г. Ачинска топливо на биржевые торги пока не выставляли.
Мы считаем, что топливный кризис в Алтайском крае наиболее ярко отразил весь системный кризис, который сложился в целом в стране.
Мы считаем, что доля политической ответственности за развитие топливного кризиса в регионе лежит на Администрации Алтайского края.
Помимо того, что Правительство РФ не ответило на вопрос, кто виноват, оно и не объяснило гражданам, общественности, бизнесу - что делать.
Отсутствие такой программы у Правительства РФ само по себе является фактором, усугубляющим топливный кризис в стране.
Российская объединенная демократическая партия «ЯБЛОКО» требует от Президента РФ Д.А. Медведева - дать политическую оценку деятельности Правительства РФ и отправить в отставку Председателя Правительства В.В. Путина.
Председатель Партии
С.С. Митрохин