Яблоко будет добиваться своего
О проблемах налоговой политики можно писать много, но мы решили пока
ограничиться этой брошюрой. Нам представляется, что написанного здесь достаточно
для того, чтобы стало понятно, какую налоговую реформу предлагает партия
ЯБЛОКО.
ЯБЛОКО много работало в налогово-бюджетной сфере в Государственной Думе.
За эти годы мы ни разу не были удовлетворены вносившимися правительством
проектами федерального бюджета и ни разу не голосовали за них. Но мы активно
работали с налоговыми законами. Нас всего 10% от общего числа депутатов
в Государственной Думе, но именно мы добились отзыва из Думы неподготовленной
и авантюрной специальной части Налогового Кодекса, именно мы настояли на
принятии думской редакции Общей части Налогового Кодекса, защищающей права
налогоплательщика, именно мы предложили и провели через Думу, Совет Федерации
и Президента Бюджетный Кодекс – теперь воровать из бюджета станет труднее.
Многое, к сожалению, не удалось – это нормально, так устроена жизнь. Но
кто из других политических партий может представить такие же фундаментальные
достижения и предложения в налогово-бюджетной сфере, как партия ЯБЛОКО?
Уважаемые коллеги! Если вас заинтересовали высказанные здесь предложения,
если вы не согласны с чем-то, хотите поспорить – смело пишите нам, мы готовы
к диалогу и с благодарностью примем ваши критические замечания и дополнения.
Приложение. Макроэкономические расчеты:
ВВП и налоговая нагрузка
Табл.1-1. Влияние изменения структуры и объема
ВВП на налоговую нагрузку – базовый вариант
|
|
|
|
|
|
Всего
|
Легальный сектор
|
Теневой сектор
|
Официальные оценки ВВП
|
Прогноз 1999 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,2
|
2,5
|
1,7
|
3,1
|
ВВП
в % |
100,0
|
60,0
|
40,0
|
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,6
|
48,0
|
-
|
38,4
|
Перспектива 2000 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,2
|
2,7
|
1,5
|
3,4
|
ВВП
в % |
100,0
|
65,0
|
35,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 1999г., % (+/-) |
-
|
9%
|
|
9%
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,0
|
43,0
|
-
|
34,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999г., % (+/-) |
- 0,6
|
- 5,0
|
-
|
|
Перспектива 2001 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,3
|
3,0
|
1,3
|
3,7
|
ВВП
в % |
100,0
|
70,0
|
30,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 2000 г., % (+/-) |
1,5
|
9%
|
|
9%
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,0
|
40,0
|
-
|
32,0
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
- 0,6
|
- 8,0
|
-
|
|
Изменение налоговой
нагрузки по сравнению с 2000 г., % (+/-) |
0,0
|
- 3,0
|
-
|
|
Перспектива 2005 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,7
|
4,0
|
0,7
|
5,0
|
ВВП
в % |
100,0
|
85,0
|
15,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 2001 г., % (+/-) |
10,0
|
59
|
|
59
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,5
|
1,5
|
-
|
1,5
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
32,3
|
38,0
|
-
|
30,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
28,0
|
- 10,0
|
- 1,3
|
|
Изменение налоговой
нагрузки по сравнению с 2000 г., % (+/-) |
32,9
|
- 2,0
|
-
|
|
Рост ВВП за 2000–2005
годы, %% |
12%
|
|
|
|
Табл.1-2. Влияние изменения структуры и объема
ВВП на налоговую нагрузку – оптимистический
|
|
|
|
|
|
Всего
|
Легальный сектор
|
Теневой сектор
|
Офиц.оценки ВВП |
Прогноз 1999 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,2
|
2,5
|
1,7
|
3,1
|
ВВП
в % |
100,0
|
60,0
|
40,0
|
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,6
|
48,0
|
-
|
38,4
|
Перспектива 2000 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,3
|
2,8
|
1,5
|
3,5
|
ВВП
в % |
100,0
|
65,0
|
35,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 1999 г., % (+/-) |
1,5
|
11%
|
|
11%
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,0
|
43,0
|
-
|
34,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
- 0,6
|
- 5,0
|
-
|
|
Перспектива 2001 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
4,4
|
3,3
|
1,1
|
4,1
|
ВВП
в % |
100,0
|
75,0
|
25,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 2000 г., % (+/-) |
3,0
|
19%
|
|
19%
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,3
|
1,3
|
-
|
1,3
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,5
|
38,0
|
-
|
30,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
- 0,1
|
- 10,0
|
-
|
|
Изменение налоговой
нагрузки по сравнению с 2000 г., % (+/-) |
0,6
|
- 5,0
|
-
|
|
Перспектива 2005 г.
|
|
|
|
|
ВВП (трлн. руб.) |
5,0
|
4,3
|
0,8
|
5,4
|
ВВП
в % |
100,0
|
85,0
|
15,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 2001 г., % (+/-) |
15,0
|
72
|
|
72
|
Налоговые поступления
(трлн. руб.) |
1,5
|
1,5
|
-
|
1,5
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
29,8
|
35,0
|
-
|
28,0
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
25,4
|
- 13,0
|
- 1,1
|
|
Изменение налоговой
нагрузки по сравнению с 2000 г., % (+/-) |
29,8
|
- 3,0
|
-
|
|
Рост ВВП за 2000–2005
годы, %% |
20%
|
|
|
|
Табл.1-3. Влияние изменения структуры и объема
ВВП на
налоговую нагрузку – пессимистический
|
|
|
|
|
Всего
|
Легальный сектор
|
Теневой сектор
|
Офиц.оценки ВВП |
Прогноз 1999 г.
|
|
|
|
|
ВВП |
4,2
|
2,5
|
1,7
|
3,1
|
ВВП
в % |
100,0
|
60,0
|
40,0
|
|
Налоговые поступления |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
28,6
|
48,0
|
-
|
38,4
|
Перспектива 2000 г.
|
|
|
|
|
ВВП |
4,2
|
2,6
|
1,6
|
3,3
|
ВВП
в % |
100,0
|
62,0
|
38,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 1999 г., % (+/-) |
-
|
4%
|
|
4%
|
Налоговые поступления |
1,1
|
1,1
|
-
|
1,1
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
26,7
|
43,0
|
-
|
34,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
- 1,9
|
- 5,0
|
-
|
|
Перспектива 2001 г.
|
|
|
|
|
ВВП |
4,2
|
2,7
|
1,5
|
3,4
|
ВВП
в % |
100,0
|
65,0
|
35,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 2000 г., % (+/-) |
-
|
5%
|
|
5%
|
Налоговые поступления |
1,0
|
1,0
|
-
|
1,0
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
24,7
|
38,0
|
-
|
30,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
- 3,9
|
- 10,0
|
-
|
|
Изменение налоговой
нагрузки по сравнению с 2000 г., % (+/-) |
- 2,0
|
- 5,0
|
-
|
|
Перспектива 2005 г.
|
|
|
|
|
ВВП |
4,4
|
3,1
|
1,3
|
3,9
|
ВВП
в % |
100,0
|
70,0
|
30,0
|
|
Изменение ВВП по
сравнению с 2001 г., % (+/-) |
5%
|
23
|
|
23
|
Налоговые поступления |
1,2
|
1,2
|
-
|
1,2
|
Налоговые
поступления в % к ВВП |
26,6
|
38,0
|
-
|
30,4
|
Изменение
налоговой нагрузки по сравнению с 1999 г., % (+/-) |
22,4
|
- 10,0
|
- 1,5
|
|
Изменение налоговой
нагрузки по сравнению с 2000 г., % (+/-) |
30,5
|
-
|
-
|
|
Рост ВВП за 2000–2005
годы, %% |
5%
|
|
|
|
|