Программы политических партий
по реформированию налогового законодательства
Большинство политических партий России единодушны во мнении, что “экономическая
ситуация в стране зашла в тупик и необходимо ее оздоровление, и один из
путей решение проблемы – реформа налогового законодательства”, но все они
предлагают добиваться поставленной цели по-разному.
Программа КПРФ
Грандиозность замыслов и планов экономических и социальных преобразований
в программе КПРФ, к сожалению, не подкрепляется соответствующими конкретными
инструментами достижения “общества всеобщего благосостояния”. В полной
мере это относится и к налоговой реформе. Помимо самых общих фраз о необходимости
“реформирования
налоговой политики в направлении стимулирования товаропроизводителей”
и “создания налоговой системы, рационально сочетающей интересы федерации,
территорий, предприятий, организаций и граждан” (можно подумать, что
кто-то выступает против этих достаточно банальных тезисов!), в Программе
КПРФ содержится только один более-менее адресный рецепт налоговой реформы:
необходимо введение “прогрессивного налогообложения граждан, имеющих
сверхвысокие доходы и особо крупные размеры личного имущества”. Однако
сегодня в стране уже действует прогрессивная шкала налогообложения доходов
граждан, и степень прогрессии никак не может быть признана маленькой (в
чем немалая заслуга коммунистов). И ни для кого не секрет, что результат
этой меры сегодня прямо противоположный: люди с высокими доходами предпочитают
вообще не платить никаких налогов, уходя “в тень”. Что же касается налога
на имущество физических лиц, то эта проблема, к сожалению, не может быть
решена прямолинейно: она упирается в необходимость разработки Земельного
кадастра и механизма рыночной оценки недвижимости, а также совершенствования
земельного налога. Таким образом, в части подоходного налога предлагаемые
меры направлены на стимулирование “теневой” экономики, а в части налога
на имущество физических лиц в предлагаемом виде пока вообще не могут быть
реализованы.
Оценивая же в целом подход КПРФ к налоговым реформам, нельзя не отметить
гипертрофированное внимание к вопросу налогообложения богатых при полном
отсутствии конкретных предложений по созданию благоприятного инвестиционного
и налогового климата. А без этого экономический рост и общество всеобщего
благосостояния останутся только благими пожеланиями.
Программа НДР
Задача НДР в области налоговой политики сводится к триединой формуле:
-
Снижение и стабилизация ставок налогов.
-
Значительное упрощение налоговой системы, в том числе за счет существенного
сокращения числа взимаемых налогов в местный и федеральный бюджеты. В неокрепшей
пока рыночной экономике с неразвитой инфраструктурой не должно быть более
четырех десятков федеральных и сотни местных налогов и сборов.
-
Повышение эффективности деятельности налоговых служб, уровень развития
которых еще далеко не соответствует нынешней хозяйственной ситуации.
Естественно, стабилизация ставок налогов необходима, однако их снижение
само по себе не приведет к увеличению финансовых поступлений в бюджет.
Чем компенсировать выпадение доходов бюджета? Урезанием и без того куцых
социальных программ? Просто снизив налоги, мы получим лишь смягчение налогового
бремени для тех, кто исправно платит налоги. Это, конечно, улучшит их экономическое
положение и сократит неплатежи (за счет повышения собираемости налогов),
однако “теневой” сектор так и останется в подводной части айсберга. Легализовать
эту часть доходов таким методом не удастся. А это значит, что практически
вся налоговая нагрузка по-прежнему останется приблизительно на 60% экономики
(речь идет о легальном секторе) – что однозначно не позволит провести существенное
снижение налоговых ставок (ведь 40% экономики – т. н. “теневой” – при этом
вообще не платит налогов!). Значит, этой программной установке суждено
остаться нереализованной.
Что же касается оставшихся двух задач – они, безусловно, задают правильное
направление, но никак не могут претендовать на уровень программных заявлений
политической партии, формулирующей приоритеты налоговой политики, которые
должны помочь вывести экономику России из кризиса. Очевидно, что множественность
налогов и недостаточная эффективность работы налоговых служб не являются
главными проблемами, решение которых откроет путь к экономическому росту
и легализации “теневой” экономики.
Программа ЛДПР
В целях создания оптимальных условий для экономического развития
страны ЛДПР предлагает провести кардинальную налоговую и бюджетную
реформу, которая должна включать следующие мероприятия:
-
введение единой нормы налоговых отчислений для всех экономических субъектов
и субъектов федерации;
-
решительное сокращение числа налогов и значительное упрощение налоговой
системы для ее большей контролируемости;
-
провести всеобщую полную налоговую экономическую амнистию. Это позволит
вернуть в Россию сотни миллиардов долларов, незаконно вывезенных из-за
высоких политических рисков в постперестроечный период.
Что касается первого предложения – оно в корне неверное. Существует объективная
дифференциация регионов по экономическому потенциалу и, соответственно,
налоговым отчислениям в федеральный бюджет. В основе этой дифференциации
лежат различия в природных богатствах, экономико-географическом положении,
историческом развитии и т. д. Что же касается экономических субъектов,
то в их отношении и так действует принцип единого подхода в части налоговых
ставок, и поэтому здесь ЛДПР не предлагает ничего нового.
Сокращение числа налогов и упрощение налоговой системы – тезис абсолютно
правильный и очевидный, а потому не оригинальный: об этом говорит большинство
программ, предложенных другими партиями.
Наконец, тезис о том, что налоговая амнистия позволит вернуть в Россию
капиталы из-за рубежа, абсолютно неверен. Для того чтобы эти деньги были
репатриированы и инвестированы в Россию, надо не амнистировать их, а создать
благоприятный инвестиционный и налоговый режим; не важно, что они, скорее
всего, вернутся в обличье “иностранного капитала”, важно, что они создадут
новые мощности, рабочие места, налоговые поступления в бюджеты всех уровней.
Таким образом, разрозненные и далеко не всегда правильные предложения
программы ЛДПР также не дают ответа на вопрос: а за счет каких мер действительно
можно обеспечить переход к экономическому росту и сокращению “теневого”
сектора экономики?
Программа “ОТЕЧЕСТВА”
Программные тезисы “Отечества” нас интересовали более всего. Ведь в
составе “Отечества” – министр по налогам и сборам правительства Е. Примакова.
Однако они оказались на удивление скупы в части налоговой политики. Все
налоговые предложения “Отечества” можно свести к следующим пунктам (дадим
их с нашими комментариями).
-
Дальнейшее снижение налогов (простое снижение налоговых ставок,
как мы уже указывали, не ведет к легализации “теневой” экономики, что,
в свою очередь, резко ограничивает возможности этого снижения).
-
Упрощение системы налогообложения малого бизнеса (вообще говоря,
упрощенная модель налогообложения малого бизнеса давно действует – может
быть, авторы Программы “Отечества” этого не знают?).
-
Списание части задолженности по платежам в федеральный и другие бюджеты
для тех компаний, которые приобретают отечественные машины и оборудование
(сомнительная
мера конверсии долга консолидированному бюджету в дотацию машиностроителям;
а как быть с теми предприятиями, которые должны бюджету, но не нуждаются
в закупках капитального оборудования? Похоже, что это – выдумка от бессилия
найти пути реализации лозунга “Покупай отечественное”…).
-
Ужесточение налоговой дисциплины (“вечная” тема, которая кочует из одной
правительственной – и партийной – программы в другую и наоборот; эта проблема
никак не находит своего решения, т. к. она не является исключительно вопросом
совершенствования администрирования, а связана с “конструкцией” налоговой
системы в целом).
-
Существенное снижение ставок налогообложения прибыли предприятий, полученной
от прироста производства (это уже проходили в последние годы советских
реформ: оказалось невозможным выделить прирост производства из ценовой
и структурной составляющих; к тому же эта мера поощряет нынешних нерадивых
хозяйственников и наказывает тех, кто уже сегодня работает “на пределе”;
поэтому еще тогда, в годы “перестройки”, от таких новшеств отказались).
-
Освобождение от налогов прибыли, направленной на инвестиции в основной
капитал предприятия (мера, может быть, здравая, но проблема либерализации
состава затрат при исчислении налога на прибыль намного шире).
-
Существенное снижение таможенных пошлин на оборудование, ввозимое для
модернизации производства (почему такой приоритет модернизации перед созданием
новых мощностей?).
Перед нами – набор общих и частных мер, порой сомнительных, которые никак
не увязываются в какую-либо стройную концепцию налоговой реформы – а значит,
ожидать сколько-нибудь существенных улучшений в экономике после реализации
такой “программы” бессмысленно.
Программа Союза правых сил
Налоговые предложения “Союза правых сил” более всего подходят под определение
“реформа”, причем радикальная. Вот они:
-
отмена всех налогов на предприятия, взимаемых “с оборота”, т. е. с рубля
выручки, наиболее обременительных;
-
резкое снижение совокупных начислений на фонд оплаты труда (включая
подоходный налог) – с нынешних 50–54% до не более 35%;
-
переход к пропорциональному подоходному налогу с единой ставкой (12%)
при высоком необлагаемом минимуме и включении в налогооблагаемую базу всех
доходов;
-
обеспечение прогрессивного обложения более состоятельных граждан за
счет акцизов на предметы роскоши, введения налога на недвижимость, предотвращения
возможностей отнесения личных расходов на издержки предприятий;
-
существенное снижение налогов на предприятия, включая НДС, после выхода
из бюджетного кризиса.
Следует признать, что эти предложения – наиболее близкие нам по своей общей
идеологии. Однако в предлагаемой редакции данные предложения представляются
чрезмерно радикальными. По сути речь идет о резком снижении налогов, причем
в самом примитивном виде – через снижение ставок. Такой подход едва ли
обеспечит быстрое расширение налогооблагаемой базы (через легализацию “теневой”
экономики), но вот о чем можно твердо говорить – так это о значительном
“провале” в бюджетных доходах. Еще более катастрофические последствия ожидают
Пенсионный и другие социальные фонды: ведь тарифы платежей в указанные
фонды предлагается сократить вдвое!
Исходя из этого, нам представляется, что, несмотря на кажущуюся привлекательность,
предложения “Союза правых сил” по сути являются авантюрными и в случае
реализации, будут иметь весьма пагубные последствия для бюджета и социальных
фондов – а значит, и для страны в целом. |