"ЯБЛОКО" - особенная политическая организация. В нее объединяются
люди, которых сплачивает мировоззренческая близость и ощущение личностной
независимости от власти. Мало ли было в Самаре партий, в которых
неглупым людям можно было сделать карьеру? Но оказалось, что стоило
объявиться группе из трех человек, чтобы к ней примкнули еще два
десятка известных в области ученых, предпринимателей, педагогов,
которых "достал" политический официоз и раздражающее невежество
городских властей. Они сами себе сказали: "Да, ребята, нам не все
равно, что происходит, и мы не хотим чувствовать себя идиотами".
Они поняли, что дороги плохие и трубы текут не потому, что в городском
бюджете нет денег, а потому что средства на их ремонт уплывают неизвестно
куда.
"Мы
можем сверстать профицитный бюджет, - сказали пришедшие в Самарское
"ЯБЛОКО" люди. - Нам не надо воровать деньги и кормить "крышу".
Мы можем заняться образованием и здравоохранением. Мы состоялись
в жизни, и нам противно смотреть на унижения бизнеса, сующего взятки
под столом и на мытарства граждан, которых годами гоняют по кабинетам".
Журналистское сообщество, имеющее нюх на хорошую кампанию, сочувственно
примазалось к этой небанальной партийной тусовке. И в городе постепенно
утвердилось мнение, что на улице Степана Разина, 94 чем-то могут
реально помочь.
Вот тут и началось самое сложное. Да, большинство лидеров обладали
харизмой и знаниями каждый в своей профессиональной отрасли. Но
создать не просто временный избирательный штаб, а структуру, сопоставимую
по организационным возможностям администрации и Думу в условиях
полного отсутствия административного ресурса - это надо изощриться.
Нельзя сказать, что сегодня нам это удалось. Но алгоритм, в общем-то,
понятен, и мы стараемся его реализовать.
Самое главное, никаких PR-акций и спецпроектов. Только системная
работа. Постоянный мониторинг социально-экономических и политических
проблем региона. "Тихим сапом" вводится повременная оплата за телефон?
Ставим пикеты против "повременки", собираем подписи, вносим предложения
в губернскую Думу, идем на переговоры с руководством ОАО "ВолгаТелеком".
Да, пикеты пикетами, но содержательная основа переговоров должна
иметь широкий диапазон: от альтернативы "повременки" до перечня
льготных категорий абонентов. Ну и состав "переговорной группы"
должен разбираться в проблемах поминутной тарификации не хуже доктора
технических наук. И результаты - в листовки, а листовку - "от двери
к двери". В СМИ желательно не просто обозначить позицию, а в красках
расписать: кто, что и как сказал. Людям важно знать: как относятся
к их нуждам, проблемам, ощущениям от бесконечных реформ. И если
Генеральный директор орет: "Что вы можете знать об этом, я здесь
30 лет сижу!", то это должно попадать в газеты.
И, конечно, убеждать нужно цифрами. Когда руководство заявляет,
что оборудование изношено, а прибыль зашкаливает за сотни миллионов
рублей, то непонятно: почему это оборудование не меняется? Почему
вместо этого закупается аппаратуру для повременного контроля?
Повышается квартплата? Люди не могут узнать будут ли их переселять
из рушащихся домов в новые квартиры? Можно создать системы общественного
контроля за расходованием средств городского бюджета на ЖКХ. И здесь
важно, чтобы люди сами в этом участвовали, чтобы не использовался
кадетский принцип: "Для народа, но без народа!". Так, мы создали
в нашем городе "Добровольное объединение потребителей услуг самарской
коммуналки" и систему общественных приемных.
Но, главное, не борьба. Борьба - не самоцель. Социальное партнерство
эффективнее баррикад. Еженедельные митинги - оружие пиарщиков и
маргиналов. Важнее убеждать, договариваться, объяснять. И - вменяемость
как принцип существования. Когда партия власти пикетирует губернскую
Думу, где имеет абсолютное большинство, протестуя против нищенской
зарплаты бюджетников, которая относится к компетенции Государственной
- это уже полный абзац!
Очень важно не скатиться к профанации. Выйти на улицу и выкрикнуть
все известные на сегодня лозунги - для этого не надо много ума.
Сложнее привлечь специалистов. Лучше, если это будут постоянно действующие
экспертные советы. И совсем не обязательно, чтобы в них входили
только члены "ЯБЛОКА", но обязательно, чтобы эксперты имели знания
и профессиональный опыт в соответствующей отрасли, умели отстаивать
собственную позицию и были готовы предложить альтернативные пути
решения проблем. Кроме того, нужна система общественных экспертиз.
Жители города, области вправе знать каких "сюрпризов" им следует
ждать в ближайшем будущем от власти, а органам власти нужно осознавать
общественную реакцию. А партия должна выступать посредником между
органами власти и гражданами, аккумулируя их мнение, предлагая наиболее
эффективные и социально оправданные решения.
И не стоит кивать на засилье административного ресурса. Надо создавать
свой. Нынешние мэры и губернаторы не родились в своих креслах. 15
лет назад они были инженерами, завлабами, врачами. Они не только
избирались, но еще и учились: кто в Академии госслужбы, кто на собственном
жизненном опыте. Если в любой администрации есть пресс-служба и
организационный отдел, то и партия должна иметь аналогичные структуры.
И не хуже, чем у них. В 90-е годы удачливые коммерсанты любили поговорку:
"Если ты такой умный, то почему такой бедный?". То же самое можно
спросить и у партий: "Если ты претендуешь на государственную (региональную,
муниципальную, районную) власть, то где твои информационно-аналитические
управления, департамент финансов и пресс-служба? Докажите, что можете
не хуже, а потом набивайтесь на признание". Уверена в том, что,
кроме идей и харизмы, нам нужен грамотный партийный менеджмент.
И самое главное - эта работа должна нравиться. Как журналисту нравится
писать статьи, педагогу - учить детей, а врачу - лечить людей от
болезней. Мне представляется нелепым, когда политики на вопрос,
почему они "пошли в политику", заученно и высокопарно начинали говорить
про "народное счастье" и "готовность к борьбе". Политика - такая
же профессия, как и все остальные. И не стоит стесняться своих карьерных
целей. Главное - чтобы они не входили в противоречие с социально
значимыми целями. И если партийный лидер выглядит не напыщенно и
пафосно, а искренне и увлеченно, это вызывает к нему доверие и в
организации, и в целом у избирателей.
Есть еще один важный момент. В плане "борьбы народное счастье"
не стоит претендовать на партийный эксклюзив: мол, "мы для вас -
все, а они вас сгноят". В условиях тотальной компиляции идей и лозунгов
авторское право "первой ночи" теряет смысл. Коалиционная политика
имеет огромное значение, если в ее основе лежат не сиюминутные предвыборные
интересы и критерии блокопригодности партнеров, а содержательный
конструктив. Кажется, у нас это получилось. Мы достаточно продолжительное
время совместно с социал-демократами и членами СПС пытались найти
общее понимание. И оно возникло сначала на фоне противодействия
безалаберной городской политики, а затем и как осознание общих целей
в региональном политическом процессе.
Ирина СКУПОВА,
председатель Самарского регионального отделения РДП "ЯБЛОКО"
12.04.2004
[ Вернуться на главную страницу
] |