Ксения Ларина Добрый день! Сегодня мы вновь обращаемся
к теме "религия и школа". Была попытка со стороны
Минобразования ввести в школьную программу предмет "основы
православной культуры". Естественно, возникли большие
споры вокруг этого документа. И насколько я поняла, сейчас
вопрос остается открытым – оставить на факультативе, но
как назвать этот предмет, пока еще не остановились на окончательном
названии. Пока есть возможность эту тему обсуждать, т.к.
еще решение не принято. Наши гости сегодня - Александр
Шишлов, председатель комитета ГД по науке и образованию,
Анатолий Пчелинцев, член Московской коллегии адвокатов,
директор Института религии и права, главный редактор журнала
"Религия и право", добрый день!
Александр Шишлов Добрый день!
Анатолий Пчелинцев Здравствуйте!
Ксения Ларина Должна была присутствовать на нашем
собрании Александра Буратаева, стремилась попасть именно
на эту тему, на к сожалению, не смогла доехать до Москвы,
пока в Калмыкии находится, никак не долетит. Думаю, что
мы этот вопрос будем еще не раз обсуждать, и Александра
Буратаева сможет свое мнение в нашей программе высказать.
Напомню, что в 11:35 у нас будет интерактивное голосование,
и т.к. у нас сегодня есть возможность, то по телефону 203-19-22
вы так же можете высказать свое мнение по этой теме. Начну
я с цитаты из закона "Об образовании", где говорится,
что утверждается светский характер образования в государственных
муниципальных образовательных учреждениях, и не допускается
создания деятельности в них структур, политических партий,
общественно-политических и религиозных учреждений и организаций.
Т.е. по определению светская у нас школа, и никаких отношений
с религией вообще и не выстраивалось по всем нормам закона.
Я бы хотела, чтобы Анатолий свое мнение высказал по этому
поводу.
Анатолий Пчелинцев Мое мнение по этому поводу однозначно
негативное – нельзя, конечно. Я напомню, помимо закона "Об
образовании", который основополагающим принципом образования
определяет именно светский характер, еще хочу напомнить
конституцию РФ, статью 14-ю, которая гласит, что Россия
– светское государство. Кроме того, федеральный закон "О
свободе совести и о религиозных объединениях" в статье
5-ой так же не допускает в государственный и муниципальных
образовательных учреждениях преподавать какие бы то ни было
религии. Более того, хочу обратить внимание слушателей,
мое глубокое убеждение в том, что введение этого курса в
нашей светской школе, т.к. наше общество является многонациональным
и многоконфессиональным, это будет иметь негативные последствия.
Даже в недалеком будущем.
Ксения Ларина Александр, ваше мнение?
Александр Шишлов Прежде всего я хотел бы успокоить
тех, кто думает, что кто-то уже хочет ввести в принудительном
порядке обучение…
Ксения Ларина Попытка была, это вот таким образом
– директивная.
Александр Шишлов Я думаю, что это все-таки не совсем
так. Здесь речь идет о каком-то недоразумении, потому что
строго говоря, вот это письмо Минобразования, возле которого
и возникло такое обсуждение широкое, не носит какого-то
инструктивного или нормативного характера. Я даже думаю,
что может быть, надо сказать спасибо за это недоразумение,
потому что это дало возможность обсудить публично, привлечь
внимание общества к этой теме. Потому что тема действительно
существует – как соотносится школа и религия, обучение основам
культуры религиозной и гораздо более глубокое изучение религии
как системы взглядов, веры. Строго говоря, нельзя ведь говорить
о том, что можно вере обучить. Вера – что-то совсем иное.
Но есть люди, которые хотят усилить влияние той или иной
религии, в данном случаем мы говорим о православии, и пользуются
для этого инструментами государства. Это абсолютно недопустимо.
И еще раз говорю – хорошо, что эта тема возникла, мы имеем
возможность ее обсудить. Я согласен с Анатолием, тут надо
вспомнить закон "Об образовании", но я бы еще
напомнил 14-ю статью конституции РФ, в которой говорится
о том, что у нас светское государство, и никакая религия
не может устанавливаться как обязательная…
Ксения Ларина Но мы говорим о преподавании каких-то
религиозных предметов в школе. речь идет о чем – об обращении
в веру или об информации, скажем? Школа, что она делает,
она дает знания школьнику. Проблемы, связанные с формированием
убеждений, мировоззрения, как мне кажется, не должны входить
в круг интересов школы. Тогда у нас пойдет речь о свободе
совести в буквальном смысле этого слова.
Анатолий ПчелинцевВы совершенно правы. В данном
случае речь идет не о православной культуре. Если мы внимательно
ознакомимся с тем стандартом, который предлагает Минобразования,
то мы придем к однозначному выводу, что предлагается закон
божий с элементами культурологии, но никак не православная
культура. Школа должна давать знания, с моей точки зрения,
думаю, что многие разделяют это, историю религии, религоведение,
знакомить молодых граждан РФ с национальными, религиозными
традициями и воспитывать в них уважительное отношение к
представителям других конфессий. К сожалению, в том стандарте,
который предлагается, мы это не видим.
Ксения Ларина Там именно основы православной культуры.
Анатолий Пчелинцев Он даже называется не основы,
а "Православная культура", как Минобразования
предлагает.
Ксения Ларина Но если говорить об истории мировых
религий, кто будет определять, каким религиям стоит уделять
внимание, а каким нет?
Анатолий Пчелинцев Ну, уже само название "Мировые
религии" само за себя говорит…
Ксения Ларина А где гарантия, что РПЦ не выскажется
по этому поводу каким-то категорическим образом, что об
этом говорить нельзя, не надо, что таким образом вы оскорбляете
православие, если мои дети в школе будут изучать основы
ислама или, не дай бог, католицизма?
Александр Шишлов Россия ведь многоациональная и многоконфессиональная
страна. Я думаю, что если мы говорим о том, какие культуры
можно и нужно изучать в школе, то надо говорить прежде всего
о тех религиях, которые исповедуют граждане РФ. Это не только
лишь православие.
Анатолий Пчелинцев Безусловно. Я уже говорил, и еще
раз хочу напомнить, что в РФ сегодня официально зарегистрировано
22 тыс. религиозных общин, из них 11 тыс. – РПЦ, и 11 тыс.
– это не православные приходы. Это мусульмане, иудеи, католики,
протестанты и т.д. Всего сегодня в РФ зарегистрировано около
60 конфессий. Поэтому наше общество действительно многоконфессионально.
Из этого надо исходить.
Ксения Ларина Все равно у нас получается такая альтернатива
– либо религия, либо атеизм. Т.е. вот такой у нас водораздел
идет, если мы говорим о религиозном воспитании? Все-таки
давайте еще обратим внимание, где мы живем, в каком обществе.
Александр Шишлов Это искусственная и неправильная
альтернатива. Стремиться надо к тому, чтобы воспитывать
толерантность, уважение к самому себе, к другому человеку,
к человеческой личности. Нельзя противопоставлять религию,
атеизм. Это достаточно искусственное, неправильное противопоставление,
если мы говорим о том, чему мы хотим детей в школе учить.
Анатолий Пчелинцев А я разделяю эту точку зрения.
Ксения Ларина Я тут выписала несколько аналогов на
планете нашей. В ФРГ существует, с одной стороны, преподавание
религии, и есть альтернативный предмет для тех, кто не хочет
вообще этим вопросом интересоваться – предмет этика. Можно
ли так построить разговор на тему этического воспитания?
Что такое религиозное воспитание? О чем мы говорим? Это
культура, это что? Это ощущение себя в этом мире? Это история?
Анатолий Пчелинцев Вы хороший пример приводите. Во
многих западноевропейский странах есть урок религии, или
час религии его называют. И ребята сами выбирают, с учетом
мнения родителей, очевидно, какую религию им изучать. Либо,
как в данном случае в ФРГ, этику изучать, т.е. не связанно
ни с каким религиозным мировоззрением. Я думаю, что как
раз Минобразования РФ прежде чем вводить этот курс, должно
как минимум было провести эксперимент в каком-то отдельном
регионе и посмотреть, какие последствия будут. Нам же сегодня
просто в явочном порядке, нас откинули прост она 100 лет
назад. И по сути мы сегодня уже живем в клирикальном обществе.
Александр очень мягко и аккуратно говорит о том, что все-таки
еще не ввели, что это пожелание – ничего подобного. Вот
я, читая этот документ, который предлагает сегодня Миноборазования,
я вижу совершенно другое. Нам сегодня предлагают совершенно
четко о однозначно, ведь предлагается 544 часа закона божьего
при 11-летнем образовании и 612 часов при 12-летнем. И эти
курсы предлагается с 1 по 12 класс каждую неделю преподавать
в рамках филологии, истории, литературы, искусства, естествознания
и т.д. Каким образом можно не ходить на эти предметы, ведь
ученику завтра по ним экзамен сдавать, я просто не могу
себе представить. Более того, на местах сегодня мы уже имеем
информацию обратную – это вызвало…
Ксения Ларина Кто должен преподавать?
Анатолий Пчелинцев Тоже очень хороший вопрос. У меня
есть методичка, которая разработана в Орловской области,
там предполагается, что этот курс будут преподавать педагоги,
которые закончили катехизаторские курсы института усовершенствования
учителей или священнослужители.
Александр Шишлов Давайте все-таки внесем ясность,
еще раз – не надо пугать всех. Это не директивный документ,
это плод, я считаю, плохо работы некоторых чиновников Минобразования.
Потому что само письмо, которое было направлено и подписано
министром, не носит директивного характера. Это просто направление
некоего материала для возможного использования. Но просто
мы должны учитывать, как в регионах ретивые чиновники-исполнители
будут это использовать. И поэтому, конечно, то, что прилагается
к этому письму, вот это содержание, которое на самом деле
не является православной культурой, это действительно совершенно
религиозное содержание, но вам здесь виднее, т.к. вы эксперт
и специалист в этом вопросе, вот это недопустимо. Еще я
хочу обратить внимание, что с моей точки зрения, и меня
поддержал комитет, который я возглавляю, а в нем представители
всех фракций, кроме ЛДПР, невозможно вводить религиозные
курсы за счет государственного бюджета в рамках образовательного
стандарта, обязательного для изучения. Вот эта позиция должна
быть абсолютно четкой. И с такой позицией и министерство
согласно.
Ксения Ларина Но все-таки, что это, вопрос веры или
вопрос образования, если мы говорим о введении предмета
"История мировых религий"?
Анатолий Пчелинцев В той редакции, как это сегодня
предлагается – вопрос веры, но никак не образования.
Александр Шишлов Я считаю, это действительно так.
Вот то объемное содержание, которое было приложено – это
не вопрос культуры, это вопрос религии. Здесь, по-моему,
большинство экспертов сходится.
Анатолий Пчелинцев Да, давайте даже обратим внимание,
темы, которые предлагается для обучения – бог троица, единобожие,
страшный суд, искупление, спасение, православные таинства
и т.д. Т.е. это не культура, это чистые основы вероучения,
это закон божий.
Ксения Ларина Еще учитывая, что мы живем в таком
пост-атеистическом обществе и празднуем все праздники, в
этом смысле, в большому сожалению, очень малограмотное у
нес большинство населения в вопросах религии и религиозных
праздников. У нас празднуется и 2 Пасхи, и 2 Рождества.
Вот конечно, с точки зрения образования такой предмет необходим,
это мое мнение, чтобы эту кашу разгрести в головах наших
детей, прежде всего…
Александр Шишлов Но для того, чтобы разгрести эту
кашу, не надо вводить предмет "Православная культура",
или "Культура ислама", или другой религии. У нас
в школьной программе есть предметы история, обществознание,
искусство. Вот там достаточно пространства, чтобы говорить
об этих темах.
Ксения Ларина Наш вопрос сегодня: как вы считаете,
вводить религиозное образование нужно в общеобразовательных
государственных школах – 995-81-21, либо в негосударственных
школах – 995-81-22. Через несколько минут мы включим телефон
в студии. А пока я хотела бы, чтобы вы пояснили, что мы
подразумеваем под негосударственными школами? Воскресные
школы?
Александр Шишлов В данном случае под негосударственными
школами надо понимать школы, которые и создаются церковными
объединениями…
Ксения Ларина При церкви, при мечети…
Александр Шишлов Потому что есть негосударственные
школы, в которых обучение носит совершенно иной, светский
характер, и не надо здесь смешивать разные понятия. Вопрос
тут в том, готовы ли мы согласиться с тем, что у нас будет
обучение религии в школах, куда ходят дети, и за что мы,
собственно, платим налоги, что входит в образовательный
стандарт.
Ксения Ларина Еще раз вопрос: как вы считаете, вводить
религиозное образование нужно в общеобразовательных государственных
школах – 995-81-21, либо в негосударственных школах – 995-81-22.
Наш телефон прямого эфира 203-19-22, алло!
Слушатель - Добрый день! Это Флора, Петербург. Мнение
– категорически нельзя! Что вы делаете?! Кто-то из великих
сказал, что разные религии – это разные дороги к одному
богу. и вы сказали – каша в голове. Пусть будет каша, пусть
объединится, пусть дети с детского возраста придут к тому,
что бог один. А вы (непон. слово) религию именно христианскую,
что нам остальным-то делать? Так же нельзя, что вы, сейчас
же войны на мусульманской почве, и вы еще вводите вот эту
религию. Да дети же драться будут, я вот такой-то, а ты
такой! Почему вы это не учитываете? Кому это надо – опять
устраивать раздор?
Ксения Ларина Спасибо! Алло, добрый день!
Слушатель Здравствуйте, это Татьяна. Вы знаете,
что если и вводить, то вот как у нас был, когда мы учились,
атеизм – история религий. Т.е. не только православие, но
и католицизм, иудаизм и т.д.
Ксения Ларина Как вы думаете, такой предмет надо
вводить в государственной школе, чтобы они в программе были?
Слушатель Да, как познавательный, чтобы дети знали,
что существует не только православие, но и другие религии.
Ксения Ларина Как вы думаете, кто должен преподавать
этот предмет? Учитель или представитель какой-то конфессии?
Слушатель- Нет, думаю, представитель религиозной
конфессии.
Ксения Ларина Т.е. сегодня к нам приходит исламист,
завтра – православный священник?...
Слушатель- Да-да. Чтобы дети услышали из первых
уст.
Ксения Ларина Спасибо! Как вы считаете, вводить религиозное
образование нужно в общеобразовательных государственных
школах – 995-81-21, либо в негосударственных школах – 995-81-22.
За несколько минут нам позвонили уже 2230 человек – огромное
количество людей для воскресенья! Алло!
Слушатель- Здравствуйте! Меня зовут Алла Сергеевна.
Я хочу поблагодарить вашего собеседника, который сказал
о том, что в школе есть предметы, которые вполне могли бы
решить эту проблему. Предмет называется мировая художественная
культура. Такой предмет существует, он вбирает в себя обширный
круг вопросов, и не только сугубо культурологических, но
еще и вопросов истории очень глубокой. И начиная этот предмет
не в 10-11, как это сейчас, а немного раньше, параллельно
истории, литературе, мы имели бы очень емкий предмет, который
бы справился с этой задачей.
Ксения Ларина Спасибо! Итоги нашего опроса: позвонило
нам 2245 человек, считают, что надо вводить религиозное
образование в государственных школах всего лишь 24%, и 76%
предлагают этот предмет изучать в негосударственных школах.
Попрошу комментарии ваши. Количество позвонивших – еще одно
подтверждение тому, как эта тема волнует общество.
Александр Шишлов Видите, правильно, что эта тема
возникла. Даже хорошо, что было выпущено такое странное
письмо Миноборазования, т.к. мы получили возможность обсудить,
что же мы хотим. Для меня не было большим удивлением это
соотношение, и я на самом деле рад, что в данном случае
мнение большинства совпадает с тем мнением, которое мы сформулировали
в ГД в комитете по образованию и науке, который я возглавляю,
обсуждая этот вопрос. Не может государство учить вере. Вере
вообще невозможно научить. К вере каждый приходит сам, это
состояние души. И насильственное обязательное приобщение
детей к религии – это и безнравственно, и неправильно. И
я уверен, что люди верующие с этим бы не согласились никогда.
Учить нужно культуре, нравственности, хотя это тоже тяжелая
задача. И еще раз подчеркиваю, что в школе есть предметы,
в рамках которых можно изучать основы религиозной культуры,
религиозного искусства. Но речи быть не может о том, на
мой взгляд, чтобы священники любой конфессии приходили в
школу и обучали религиозным обрядам. Это противоречит конституции,
закону об образовании. Это противоречит просто сущности
нашей страны, многоконфессиональной, многонациональной.
Это недопустимо, и тут позиция должна быть совершенно четкой.
Она была высказана нами, она поддерживается и Минобразования
– невозможно включать религиозное содержание в программу
школьного обучения, которое входит в образовательный стандарт
и финансируется из госбюджета.
Анатолий Пчелинцев Результаты опроса, в принципе,
прогнозируемы были. Мне приятно порадовал первый звонок
Флоры, она очень четко поставила акценты, что введение этого
курса, закона божьего, оно расколет наше общество. Я скажу,
что уже сегодня в этом стандарте предлагаемом есть такая
тема – ересь, секты, раскол. С точки зрения православной
церкви, все остальное – это ересь, секты и раскол. К сожалению,
даже выходят такие методички, пособия в разных регионах
РФ, куда включают и католиков, вот в Красноярском крае недавно
издали, миссионерский отдел местной епархии, издали один
документ, куда попали и мусульмане, и иудеи как секты. Т.е.
сам вводимый предмет уже заведомо вводит раскол в наше общество.
И Татьяна, которая говорила, что необходимо историю религий
ввести, и пусть священники преподают, а почему нет? На самом
деле, должны педагоги преподавать профессиональные, но приглашать
и представителей религии, пусть они расскажут о своей религии,
о художественных, исторических, культурных ценностях той
или иной религии…
Ксения Ларина Представители религий сразу воспринимают
аудиторию как паству…
Анатолий Пчелинцев Нет, я считаю, что нет. Пусть
придет православный священник, мулла, ксендз и т.д. Даже
пусть они в рамках образования культовые здания посетят,
надо изучать. Надо изучать религию нашего соседа, ведь правительство
РФ в прошлом году приняло федеральную программу формирования
толерантного сознания граждан.
Ксения Ларина Кстати, хочу сказать, что в ближайшее
время мы к этой теме обязательно обратимся.
Анатолий Пчелинцев Конечно, это исключительно актуальная
тема! Вот с этого надо начинать.
Александр Шишлов Вообще к терпимости, к уважению
человека и личности.
Анатолий Пчелинцев И вот звонок Аллы Сергеевны, она,
очевидно, педагог, что в рамках мировой художественной культуры
– пожалуйста, уже сегодня можно говорить о православной
культуре, о культуре в исламе, иудаизме и т.д.
Ксения Ларина Скажите, означают ли результаты этого
опроса, что 76% дозвонившихся нам – неверующие?
Александр Шишлов Думаю, что нет. Мне кажется, очень
трудно точно установить число верующих. Потому что вера
– это глубоко личное дело каждого, которое не должно быть
предметом публичности, афиширования. Я даже не знаю, какие
здесь на самом деле есть цифры, каждый отвечают на этот
вопрос по-своему. Но на мой взгляд, я слышал это от многих
людей, с которыми разговаривал, верующих людей, они совсем
не рады такой инициативе, чтобы православная культура в
таком очень религиозном содержании вводилась в школы. Анатолий,
как вы думаете, когда эта дискуссия возникла, в "Комсомольской
правде" был вопрос дня, вот за или против введения
курса православной культуры в школе, один из ответов был
от лидера КПРФ Г. Зюганова, который поддержал это. Вот почему
так получается?
Анатолий Пчелинцев Хороший вопрос! Это уже не право,
а политика. Я думаю, что это просто заигрывание, политиканство.
Александр Шишлов Моя позиция как представителя "Яблока"
не является удивительной для тех, кто следит за политической
жизнью. Когда мы обсуждали эти темы в комитете, я уже сказал,
что мы единогласно приняли предложенное мной решение, все
проголосовали, в том числе и коммунисты. Когда разговор
идет на профессиональном уровне, мы приходим к общему мнению.
Но вот здесь вмешивается политика.
Анатолий Пчелинцев Я думаю, что если бы Ленин сейчас
услышал эту позиции КПРФ, он бы сильно возмутился и удивился.
Хотя сам он изучал закон божий в школе – по-моему, это был
единственный предмет, по которому он имел "четверку".
И Сталин тоже учился в духовной семинарии. Закон божий изучался
в царской России, но вместе с тем, эта религия за государственный
счет породила в массах только цинизм и равнодушие к официальному
православию.
Ксения Ларина Г. Зюганов будет нашим гостем в следующую
субботу в программе "Есть такая партия". Вот этот
вопрос я ему обязательно задам – вот как это все совмещается
с коммунистическими убеждениями. У меня такой вопрос: в
принципе, с чего надо начинать разговор с ребенком о религии?
Если мы думаем о том, чтобы наши дети выросли грамотными
и образованными людьми, и религию рассматриваем именно как
часть культурного пространства мирового?
Александр Шишлов Я не рискну тут давать рекомендаций.
Я думаю, что начинать надо…
Ксения Ларина У вас дети есть?
Александр Шишлов Да, сын закончил школу в этом году,
дочке уже 25 лет.
Ксения Ларина В церковь ходят? Или атеистическая
семья?
Александр Шишлов И не то, и не другое. Я не отношу
свою семью к атеистам, и не отношу к верующим. Давайте оставим
этот опрос за рамками передачи. Моя точка зрения – это дело
глубоко личное, даже не семейное, а личное. И если мы хотим,
чтобы у нас страна развивалась, то в школе надо начинать
обучение воспитанию человека, имея в виду, что когда он
закончит школу, он ощущал себя гражданином, уважал себя,
свои права, понимал, что государство должно ему служить,
а не он государству. В первую очередь, государство создано
для людей. Это главная цель того, что школа должна дать.
Анатолий Пчелинцев Я разделяю позицию коллеги.
Ксения Ларина А на мой вопрос рискнете ответить –
с чего надо начинать религиозное воспитание дома?
Анатолий Пчелинцев Знаете, это настолько действительно
интимный вопрос… Ведь надо посмотреть изначально на каждую
семью в отдельности. Есть семьи, в которых глубокие религиозные
традиции из поколения в поколение передаются. Сейчас появилось
много семей и верующих, т.е. неофитов, которые пытаются
найти свою религию. Начать религиозное образование, наверное,
надо с выбора веры все-таки, а уж потом говорить о выборе
веры для ребенка.
Ксения Ларина Обратите внимание, очень многие представители
творческой интеллигенции горячо поддержали предложение ввести
православную культуру, закон божий, как вы говорите, в программу
общеобразовательных школ.
Анатолий Пчелинцев Ну, далеко не многие поддержали!
Ксения Ларина Хорошо, не многие, но достаточно авторитетные,
к мнению которых прислушиваются.
Александр Шишлов Ксения, многие и очень авторитетные
высказывались гораздо более резко, чем мы сегодня это делаем,
против. Знаете, мы все-таки не сможем уйти от того, что
здесь есть политика. Ведь существует желание под лозунгом
православия вернуть страну назад, на мой взгляд, к феодализму.
Когда говорят такой лозунги как "Самодержавие, православие,
народность" - на мой взгляд, это возвращение страны
к феодализму, назад.
Анатолий Пчелинцев Да, это так.
Ксения Ларина Давайте мы подведем итоги. На ваш взгляд,
как дальше необходимо развивать эту тему? Как дальше выстраивать
свои отношения с Миноборзования в этом вопросе? И что все-таки
в качестве предложения можно выдвинуть?
Александр Шишлов Если говорить о формальной стороне,
то я думаю, что из Миноборазования скоро будет разослано
другое письмо с более четким и понятным объяснением позиции.
И конечно, не может быть такого содержания, которое носит
религиозный характер, включаемого в обязательную программу
обучения. И конечно, тут позиция должна быть, на мой взгляд,
совершенно однозначная – мы хотим, чтобы в школе изучались
основы культуры разных религий, истории разных религий,
чтобы из школ выходили дети, которые понимают, что изображено
на картинах великий художников.
Ксения Ларина Извините, это проблема квалификации
педагога. Если он не может объяснить ученику, на каких сюжетах
строится данная картина, это его проблема.
Александр Шишлов Это проблема и педагога, но прежде
всего это проблема содержания образования. Поэтому, конечно,
религиозные сюжеты обязательно должны включаться в программу.
Невозможно освоить, понять русскую культуру, если не знать
основ православной культуры. Но категорически невозможно
введение курсов религиозного характера в составе государственного
стандарта общего образования за бюджетные деньги на обязательной
основе. Это абсолютно невозможно. Это не позволяет сделать
и наша конституция, наш закон об образования, это невозможно
и их тех соображений, что мы живем в многонациональной,
многоконфессиональной стране. И каждый шаг в этом направлении
должен быть очень взвешенным, иначе мы можем зайти очень
далеко. Вот и все. На самом деле, ситуация простая. Основы
религиозный культур, которые исповедуют граждане РФ, должны
быть доступны для обучения в школе, в курсах истории, мировой
художественной культуры, искусства, но невозможно обязательное
изучение религии в рамках образовательного стандарта за
бюджетные деньги. На мой взгляд, позиция абсолютно четкая.
Ксения Ларина Анатолий?
Анатолий Пчелинцев Я думаю, что сегодня никто не
выступает против основ православной культуры, так же как
и против основ культуры какой-нибудь другой мировой религии.
Было бы абсурдным выступать против этого. Но сегодня общество
выступает, вот звонившие, опрос ярко свидетельствует, что
люди против того, чтобы под видом православной культуры
внедряется закон божий. Вот это вот опасно. И я думаю, что
Минобразования РФ должно просчитывать последствия своих
таких скороспелых решений. Минобразования как федеральный
орган исполнительной власти должен строго следовать конституции
и закону РФ, а не подменять собой законодателя. Пусть поменяет
конституцию, закон "Об образовании", федеральный
закон "О свободе совести" и тогда вводит закон
божий. Но это уже будет другая страна, а сегодня надо все-таки
закон исполнять. И Миноборазование должно показывать, в
том числе и ученикам, пример высокой правовой культуры,
правосознания.
Ксения Ларина Все эти истерические телодвижения со
стороны власти, конечно, обусловлены там вакуумом, который
образовался после падения СССР, когда исчезли идеологические
молодежные организации из школ. И сегодня мы, с одной стороны,
наблюдаем, как, вот вы вспомнили Зюганова, который может
с красным флагом в церковь пойти, призывает своих прихожан
вступать в компартию, а с другой стороны, попытки возродить
комсомольские, пионерские организации, что на официальном
уровне практически уже директируется, высказываются очень
многие представители московского правительства. Сегодня
вот православная культура. Все равно все это, скажем так,
поиск основ нравственно-патриотического воспитания для молодежи,
согласны?
Александр Шишлов Абсолютно. Власть, государство не
должно заниматься воспитанием. Единственное, что может и
должно делать государство в этой сфере – это соблюдать законы,
требовать соблюдение законов от своих чиновников. Если мы
сможем увидеть, что государство уважает закон, что у нас
работает судебная система, тогда у нас начнет заполняться
тот вакуум, о котором мы говорили. Потому что во многом,
думаю, этот вакуум происходит из-за того, что люди не верят
в закон, в право.
Может быть, как раз национальная общероссийская идея, как
раз должно стать уважение прав человека? Когда человек на
первом месте, его интересы, права, свободы. И в конституции
у нас это написано, что РФ – это государство, где права
человека стоят на первом месте. Вот это самая главная задача,
чтобы государство уважало права человека.
Ксения Ларина Спасибо! Нашими гостями были Александр
Шишлов, председатель комитета ГД по науке и образованию,
Анатолий Пчелинцев, член Московской коллегии адвокатов,
директор Института религии и права, главный редактор журнала
"Религия и право".
|