Содержание курса "Православная культура" носит
ярко выраженный религиозный характер, считает глава комитета
по образованию и науке Госдумы РФ
Александр Шишлов
Со стороны государственных структур одним из критиков введения
в школах курса "Православная культура" стал комитет
по образованию и науке Госдумы РФ. По его мнению, включение
этого курса в школьную программу противоречит действующему
законодательству об образовании. Позицию комитета по этому
вопросу в интервью "НГ" разъяснил его глава Александр
Шишлов.
- Александр Владимирович, как бы вы прокомментировали
появление примерной программы содержания предмета "Православная
культура"?
- Я думаю, что произошло недоразумение, поскольку тот предмет,
содержание которого было приложено к письму министра образования,
нельзя назвать "православной культурой". По сути
дела, речь идет об обучении православной вере. В этом отношении
наша позиция вполне однозначна. Она определяется Конституцией
и законодательством об образовании. Образование, как и государство,
у нас светское, и обучать религии в рамках общегосударственного
стандарта образования и за счет бюджетных средств невозможно.
Это невозможно как по юридическим причинам, так и потому,
что Россия - многоконфессиональное и многонациональное государство.
Выделение какой-то одной религиозной культуры в школьном
образовании может иметь весьма далеко идущие последствия.
Речь может идти только о факультативном обучении предметам
религиозного содержания с согласия родителей учеников и
вне рамок той программы, которая финансируется из бюджета
и входит в образовательный стандарт.
- Но ведь Министерство образования как раз и утверждает,
что речь идет только о факультативном преподавании "Православной
культуры".
- Как я уже сказал, здесь есть какое-то недоразумение,
поскольку в приложении к письму министра образования прямо
говорится, что "Православная культура" может включаться
в состав федерального, регионального и школьного компонента
программы образования. То есть речь идет не о факультативе,
а об обязательной программе, которая входит в государственный
стандарт образования и финансируется из бюджета. Однако
это невозможно, поскольку, как считают многие эксперты,
разработанное Министерством образования примерное содержание
курса "Православная культура" носит ярко выраженный
религиозный характер.
- Как вы считаете, почему Министерство образования вообще
пошло на это?
- Хочется надеяться, что люди, готовившие примерное содержание
курса "Православная культура", озабочены тем,
чтобы дети получали знания действительно об основах православной
культуры, а не православной религии. Но они явно переборщили.
Кроме того, нельзя выделять какую-то одну из религий, исповедуемых
российскими гражданами.
- В каком виде, на ваш взгляд, возможно преподавать
в российской школе знания о религии?
- Я думаю, что в школьной программе достаточно предметов,
в рамках которых ученики могли бы получать знания о различных
религиозных культурах. Например, история, искусство, естествознание.
Вопрос в том, чтобы это преподавание было сбалансировано
и не давалось в таких огромных объемах, как это предлагается
в курсе "Православной культуры".
- Как вы относитесь к идее введения в обязательную школьную
программу курса религиоведения?
- Я думаю, в этом нет необходимости. То, что относится
к религиозной культуре и общечеловеческим ценностям, вполне
можно преподавать в рамках других курсов, которые я уже
называл.
|